Число детей с аутизмом только в Тверской области выросло за последние годы в семь с половиной раз. То, что казалось когда-то единичными случаями, становится чуть ли не обыденным явлением. Но для мамы, чей малыш даже не отзывается на её улыбку, замкнут и не хочет общаться со сверстниками, это настоящая трагедия.
Что это за заболевание и кто ему сильнее всего подвержен, «АиФ в Твери» рассказала заведующая детско-подростковой амбулаторией областного психоневрологического диспансера Марина Селянина.
Бег по кругу
Сергей Диваков, «АиФ в Твери»: Марина Николаевна, что такое аутизм у детей? В чём он выражается?
Марина Селянина: Расстройство аутического спектра - это группа нарушений в развитии. Детям с аутизмом трудно установить контакт с окружающими, у них возникает дефицит общения, необоснованные страхи и стереотипность поведения. Они повторяют одни и те же движения: раскачиваются сидя или стоя, крутят предметы, бегают по кругу, потряхивая кистями рук. Кроме того, они очень избирательны в еде. Возможны также интеллектуальная недостаточность, эмоционально-волевые расстройства, агрессия.
Детишек с подобными нарушениями, к сожалению, становится всё больше. По данным Всемирной организации здравоохранения, в Европе сейчас в среднем встречается около 62 случаев аутизма на десять тысяч детей. Чаще ему подвержены мальчики - их в три-четыре раза больше, чем девочек.
Уязвимый возраст
- С чем связан резкий рост заболеваемости и почему возникает аутизм?
- Учёные всего мира сейчас ведут более ста исследований в поисках причин. Но окончательной версии так и нет. К вероятным причинам относятся дефект развития мозга на самых ранних этапах жизни, травмы, тяжёлые инфекционные заболевания, воздействие токсинов во время беременности и после рождения ребёнка. Самый уязвимый возраст, когда заболевание чаще всего проявляется и протекает особенно тяжело, - от 1 года 4 месяцев до полутора лет.
- У родителей, которые столкнулись с такой проблемой, зачастую опускаются руки. Можно ли вылечить детей с аутизмом?
- Виды аутизма варьируются от незначительной задержки психического развития до умственной отсталости тяжёлой степени. Есть формы, при которых люди имеют высокий интеллект и неплохо адаптируются в обществе. Впоследствии они получают высшее образование, хорошо выполняют свою работу, создают семьи, водят машину. В моей практике был случай, когда у трёхлетнего ребёнка наблюдались синдромы раннего детского аутизма. После девяти месяцев работы у него прекратились стереотипные движения и страхи, появились нормальная речь и взаимодействие с окружающими. В итоге врачи вынесли вердикт: психически здоров. Стабильные улучшения наблюдаются у 70% детей. Полностью излечивается около 10% маленьких пациентов. У оставшихся 20%, к сожалению, аутизм столь тяжёлый, что ведёт к инвалидности.
- Куда обращаться, если у ребёнка появились характерные особенности поведения?
- К врачу-психиатру. Если психическое расстройство выявить на ранней стадии и начать реабилитацию, это смягчит его негативные последствия. Порядок действий такой: сначала провести комплексное обследование, проконсультироваться с психиатром, неврологом и генетиком; затем начать лечение, рекомендованное специалистами. К примеру, в Тверском областном психоневрологическом диспансере работает стационар. Здесь детишкам оказывают помощь логопеды, психологи, есть сенсорная комната. Немедикаментозные методы - очень важная часть лечения. С помощью психокоррекции ребёнок учится взаимодействовать с окружающими, социальной адаптации. В процесс включаются не только врачи, но и всё окружение ребёнка. Некоторые родители даже получают второе образование логопеда, психолога или дефектолога.
- Насильно заставлять общаться ни в коем случае нельзя. Так можно вызвать лишь ещё больший протест и страх. Улучшать коммуникацию следует очень деликатно. Чтобы отработать простые навыки, например, научить малыша одеваться, мыть руки, выходить без страха на улицу, их терпеливо повторяют и закрепляют. Со временем ситуации, в которых ребёнок это будет делать без стресса, станут разнообразнее.
Индивидуальный подход
- Какие условия нужно создать, чтобы семьям было легче растить детей с аутизмом?
- У нас остро не хватает дошкольных учреждений для детей с психическими и психологическими расстройствами. В детсадах нужны коррекционные группы, где будут проводить нейропсихологическую коррекцию, занятия в сенсорной комнате, мозжечковую стимуляцию. Для этого требуются кадры. Для школ также необходимо подготовить педагогов и психологов, которые будут работать с такими детьми. Ведь ребята с незначительными расстройствами могут ходить в обычные садики и школы. Они неплохо справляются с учебной программой. Но при индивидуальном подходе обучение идёт гораздо успешнее. Также нужны более широкие возможности для работы с такими детьми в санаториях психоневрологического профиля. Помогать ребёнку лучше всего в условиях естественного социального окружения.
Как понять, что у ребёнка есть признаки аутизма?
- Он не идёт на эмоциональный и визуальный контакт;
- боится громких звуков: пылесоса, фена и т.п., закрывает уши руками, убегает и прячется;
- отстаёт психоречевое развитие, ребёнок говорит о себе в третьем лице, например: «Алёша хочет»;
- отдаёт предпочтение неигровым предметам, например, палкам, камням, а не игрушкам;
- случаются приступы немотивированной агрессии, протестные реакции;
- не интересуется тем, что делают другие дети, вместо общения на детской площадке может долго бегать вокруг горки, часами качаться на качелях.