Примерное время чтения: 8 минут
2673

Дар речи потеряли. Учитель русского языка – о «хайпах» и «дедлайнах»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ в Твери 23/05/2018
Viktor Pogontsev / www.globallookpress.com

Современная речь настолько быстро пополняется новыми выражениями, что старшему поколению порой уже не понять молодёжь. Что ни слово, то загадка! Хайп, кек, флексить - а как это по-нашему?

В День славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая, о проблемах современной речи и о том, почему следующее поколение может стать менее грамотным, корреспондент «АиФ в Твери» поговорил с учителем русского языка в тверской гимназии № 12 Андреем Быковым. В мае Владимир Путин присвоил этому педагогу звание «Заслуженный учитель России».

Как по-нашему?

Екатерина Евсеева, «АиФ в Твери»: Андрей Геннадьевич, многие филологи бьют тревогу. Что происходит с нашим русским?

Досье
Андрей Быков родился в 1973 году. Окончил Тверской государственный университет. Заслуженный учитель РФ, Почётный работник общего образования РФ, победитель национального проекта «Лучшие учителя России». Женат, есть сын.
Андрей Быков:  Мы теряем тот самый великий и могучий язык, о котором писал Иван Сергеевич Тургенев. Гаснет русский язык, меркнет и тихо умирает… Дело не только в нарушении норм пунктуации и орфографии, но и в неправильном произношении слов. Сколько раз уже сказано, но многие по-прежнему «звОнят», «лОжат», произносят «обеспечЕние» и «жАлюзи»! А это неправильно. Ошибки встречаются даже там, где, казалось бы, их быть не должно: в средствах массовой информации и даже в учебниках. Раньше нормы русского языка строго соблюдались, а теперь существует некая свобода. Порой допускается вариативность. Так, если раньше кофе был только «он», теперь допускается употреблять это слово и в среднем роде. Сами по себе языковые изменения - дело естественное и нужное, ведь мир не стоит на месте. Но основы должны оставаться. Обновляя речь, важно понимать, на кого идёт ориентация: на грамотное меньшинство или безграмотное большинство?

Мощным потоком льётся иноязычная лексика. Порой без неё в современном мире не обойтись. Своим ученикам я советую не использовать лишний раз иностранные слова, если есть аналог в русском языке. Важно различать ситуации, где чужеродный термин уместен. В последние годы россиянам полюбилось слово «толерантность». А чем хуже наша «терпимость»? Одно дело, когда в обиходе возникают новые вещи и с ними новые слова. К примеру, появилась профессия мерчендайзер. Это человек, который выкладывает в магазине товары так, чтобы их покупали. Найти лаконичную замену такому иностранному определению в русском языке сложно. Но зачем намеренно тянуть в речь ненужные, неуклюжие заимствования? Тот же импичмент - это недоверие, уик-энд - выходные, дедлайн - крайний срок, пролонгировать - продлить. Так и давайте говорить по-русски! Поражает засилье иностранных слов в названиях магазинов, кафе, еды и т.д. Причём многие из них написаны ещё и русскими буквами. Часто слышу разговор между учениками: «Пойдём в «Чикен Хауз». Понятно, что речь идёт о кафе. Если переводить дословно, получится «пойдём в куриный дом». Звучит не очень. Почему бы сразу не придумать хорошее русское название? Или вот ещё: хотите перекусить - пожалуйста, хот-дог. Только вдумайтесь в перевод: «горячая собака»!

- Дети сегодня живут в соцсетях, а там свой язык: ок, норм, хайпануть и т.д. К чему приведёт такое общение? Как с ним бороться?

- Интернет-сленг - это часть молодёжного общения. Бороться с ним невозможно. Важно донести до детей, что такой сленг знать не плохо. Плохо не владеть при этом литературным языком, не уметь на него переключаться, не различать, где и как уместно выражаться. Иначе постепенно ребёнок начнёт воспринимать упрощение языка как норму. Раньше дети, как правило, получали информацию из книг, где напечатаны абсолютно грамотные тексты, прошедшие корректуру. Во всемирной паутине всё не так. Учась на интернете, следующее поколение рискует стать менее грамотным, его речь беднее. Поэтому большая ответственность лежит не только на педагогах, но и на родителях. Культуру речи нужно прививать с малых лет. В школе мы работаем над темами, посвящёнными правилам письменного общения, в том числе смс-сообщениям. Я обращаю внимание школьников, что мысль должна быть изложена кратко, но логично и правильно. Учеников сразу предупреждаю: пришлёте мне сообщение с ошибками, отвечать не буду. Не знаю, как остальным, но мне они пишут правильно!

Учеников сразу предупреждаю: пришлёте мне сообщение с ошибками, отвечать не буду. Не знаю, как остальным, но мне они пишут правильно!

Вот такой «фивраль»

- В мае в стране подвели итоги «Тотального диктанта» по русскому языку. В Твери из сотен человек только семь получили «отлично». Не маловато ли?

- Конечно, мало. Но «Тотальный диктант» не решает проблем. Прошло мероприятие, озвучили итоги. Получается: надо работать над ошибками. Но это не делается. Для чего тогда была акция: лишний раз сообщить, что население становится безграмотным? Меры надо принимать, а не напоминать.

- Несколько лет назад в Твери даже памятник Михаилу Тверскому установили с ошибкой в отчестве: вместо исторически верного «Ярославич» написали на современный лад «Ярославович». Подобные ляпы - сплошь и рядом. В чём причины непросвещённости?

- Когда-то давно во время педагогической практики студентка, готовясь к уроку, написала на доске название месяца «фИвраль». Может, волновалась и не заметила ошибку, а может… К счастью, ученики, заметив ошибку, тактично поправили практикантку. Потом с такими специалистами и появляются надписи на памятниках, рекламных вывесках. К сожалению, в нашей профессии оказалось много случайных людей.

К непросвещённости также ведёт то, что население сегодня мало читает. Детям рано дозволяют погружаться в мир телефонов и компьютеров, а книг почти не дают. Но, если школьники не читают, они не учатся думать, не расширяют кругозор. В конце концов это может привести к тому, что человек будет не в состоянии грамотно изложить свои мысли. Есть тонкости и в образовательном процессе. Русский язык требует каждодневной работы, но в школах его изучают по три-четыре часа в неделю. Кроме того, сейчас идёт тенденция не столько научить русскому языку, сколько тому, как сдать ЕГЭ по данному предмету, подготовить к тесту.

Новые слова
Байтить - копировать стиль, рофлить - хохотать до упаду, флексить - хвастаться, фуди - гурман.

Окаем и ёкаем, акаем и якаем

- Нужно ли в современном мире беречь местный говор, ведь на того, кто «окает», смотрят косо?

- Диалект всегда подчёркивает уникальность территории, её колорит. Искоренять его ни в коем случае нельзя. Напротив, важно сохранять и передавать следующим поколениям. На филологическом факультете есть кафедра русского языка. Её сотрудники вместе со студентами выезжают в районы, собирают фольклор. Я сам ездил на такие практики, когда учился в университете. В школьной программе тема «Диалектизмы» представлена лишь одним часом в пятом классе. Возвращаемся к ней только при подготовке ребят к Всероссийским олимпиадам. Между тем Тверская область богата диалектным многообразием. В северных районах - Бежецком, Сандовском и других - окают и ёкают: пОйду, пОсмотрю, нЁсу, вЁду. В южных районах - Нелидовском, Бельском и близлежащих - акают и якают. Встречаются в тверских говорах и интересные слова. Например, одежду могут называть срядой, а назойливого человека зундилой или мозольником.

Мужчины, к доске!

- Вам присвоили звание заслуженного учителя России. Даёт ли оно какие-либо привилегии?

- Почётные отраслевые звания Российской Федерации дают заслуженным учителям России право на денежную надбавку. Конкретный её размер устанавливается на месте, актами самого учреждения. Но не это главное. Просто я люблю свою работу и стараюсь хорошо её выполнять. Знаете, в нашей отрасли, пожалуй, нет людей, которые трудились бы только ради денег. В образовании работают для учеников и ради учеников.

- В современной школе мужчина-педагог - редкость. Вы работаете учителем 24 года. Как вернуть мужчин в школу?

- Школа без мужчины словно неполная семья. Но профессия учителя сегодня не считается престижной даже для девушек, не говоря уже о парнях. Они даже не рассматривают её, предпочитая более оплачиваемые вакансии. Труд учителя тяжёлый, но благородный. Он требует большой самоотдачи. Времени на семью почти не остаётся. Хорошо, у меня жена тоже учитель, у нас по этому поводу разногласий нет. Конечно, стоит поднимать зарплаты и престиж профессии. Но даже при этом в нашей отрасли смогут работать только те, кто живёт школой и детьми. Иначе перегоришь! Учитель - это призвание и даже смысл жизни.

- Прозвучал последний звонок, за ним последуют экзамены. Единый госэкзамен по-прежнему стресс для детей?

- В нашей гимназии - нет. Мы их готовим к экзаменам постепенно, начиная с пятого класса. Нет, я не пугаю пятиклашек аббревиатурами ОГЭ или ЕГЭ. Просто мы сразу нацеливаемся на качественный результат и от урока к уроку осваиваем программу. Если так готовиться по каждому предмету, ни один экзамен не будет страшен.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах