«Туристы не торопятся в Тверскую область не из-за плохих дорог, а потому что путешествовать по глубинке не модно. К сожалению, о наших достопримечательностях за пределами региона не знают. Будет сильное предложение и грамотный пиар - всё получится», - уверен создатель музеев старины и каши Алексей Столяров.
С его подачи о тверской глубинке заговорили даже в Европе. Это он придумал заманивать туристов кашей и бить рекорды Гиннесса по поеданию традиционного русского кушанья. Корреспондент «АиФ в Твери» поговорил с Алексеем о том, на что клюют современные туристы и чего не хватает Тверской области, чтобы они хлынули рекой.
Замахнулись на рекорд
Евгения Сидельникова, «АиФ в Твери»: - Десять лет назад вы променяли Москву на деревню в Кашинском районе, а потом ещё и стали развивать здесь туризм. Откуда такой интерес к сельской жизни?
- Почему именно каши?
- По одной из легенд, Кашин связывает своё название с этим блюдом. Так это или нет, честно говоря, не важно. Посмотрите, как наши соседи из Ярославской области раскрутили город Мышкин! А зацепились-то за то, что в названии есть слово «мышь». Сделали развлекательные программы, интересные и взрослым, и детям. В Кашине же поднимается тема гастрономического туризма и самого древнего русского кушанья. Каша издревле считалась обрядовой едой. Без неё невозможно было представить ни одно важное событие: крестины, свадьба, поминки… Она даже определяла отношения между людьми. Так, у русских князей существовал обычай варить кашу в знак примирения бывших врагов. С тех пор про несговорчивых людей говорят: с ним каши не сваришь.
Мы стараемся сделать экскурсию в нашем музее максимально живой, вовлекать туристов в процесс. Учим их готовить вкусную кашу, выпекать в русской печи бездрожжевой крестьянский хлеб, расписывать пряники и т.д. Фестиваль каши, который мы проводим каждый июнь, уже стал популярным. В прошлый раз его посетили три тысячи гостей. Для тихого провинциального городка с населением 15 тысяч человек это ого-го какое событие! В позапрошлом году мы сварили тонну гречки с 20 кг сливочного масла и вошли в Книгу рекордов России, в прошлом замахнулись на рекорд Гиннесса. После каждого фестиваля популярность Кашина по запросам в интернете взлетает. Новости о нас публиковали в Якутии и даже Испании, показывали на Первом канале, писали все профильные туристические СМИ. Далее срабатывает принцип сарафанного радио.
Сувенир с градусом
- Вы заманиваете туристов кашей, а в отзывах люди пишут, что самая занимательная часть экскурсии по вашему городу - винзавод. Не обидно?
- Это зависит от культуры туриста. Есть люди, которые действительно приезжают сюда с одной целью - закупить настойки и бальзамы местного производства. Экскурсовод им рассказывает про Анну Кашинскую, а они спрашивают, когда он отвезёт их в фирменный магазин. Но для большинства алкоголь местного производства становится лишь приятным дополнением к экскурсии. Не вижу в этом ничего плохого. Из Франции и Италии тоже везут вина, но это не значит, что там больше нечего смотреть. А в качестве сувенира из Кашина можно привезти ещё много чего: вкуснейшие пряники, зефир, игрушки из лыка. Последнее - чисто кашинская фишка, первыми их начали делать именно у нас.
- Ещё одна запоминающаяся «достопримечательность» Кашина - дороги, точнее, их отсутствие. О каком туризме может идти речь?
- Плохие дороги, конечно, отпугивают путешественников, но далеко не всех. Поверьте, в Ярославской и Костромской областях асфальт, как ни удивительно, ещё хуже, но туда всё равно едут. Музей старины за год посещают более пяти тысяч человек, и это при том, что дороги туда вообще нет! До глухого села Вознесение гости больше километра идут пешком. Главное, чтобы человеку было интересно, тогда он приедет к вам по любым ухабам. Сейчас мы создаём музей традиционной культуры и ремёсел Кашинского края, хотим назвать его
«ДомЪ крестьянина». Поставим здесь единственный в наших местах сохранившийся валенковаляльный станок. Он будет полностью рабочим, туристы смогут сами свалять настоящие валенки. Расскажем о древнем тиволинском иконописном промысле, кружевах, резьбе и росписи. Гости многое попробуют сделать своими руками. Это же здорово! Туризм двигают оригинальные идеи: гуляньями в национальных костюмах сейчас никого не удивишь. Это уже считается «попсой».
Что касается иностранцев, которых шокировали бы русские дороги, то мы их и не ждём. На экскурсиях принимали латышей, немцев и даже индусов, но это скорее экзотика. Наши туристы - жители соседних регионов: Ярославля, Санкт-Петербурга и в первую очередь Москвы и Московской области. С ними мы работаем каждые выходные. Это огромный потенциал.
Дорого? Нисколько!
- Тверская область как раз и превращается в курорт для москвичей. Не отсюда ли цены на отдых? Неделя на Селигере обойдётся, как путевка за границу…
- Отдыхать в России не дешевле, чем за рубежом, это факт. Иногда даже дороже. Но в Верхневолжье можно найти варианты на любой кошелёк. Средний чек на однодневного туриста в Кашине - 850 руб. вместе с обедом. Если человек едет автобусом из Москвы, однодневная экскурсия обходится ему около 2500 рублей. С размещением в городе нет проблем. В других районах похожая ситуация.
Только пиар!
- В советское время наш регион был вторым по посещаемости туристами. Чего не хватает для возвращения былой славы?
В отрасли уже есть всё необходимое. У туристических компаний - прекрасно обученные гиды, комфортабельные автобусы, в районах - рестораны, гостиницы с хорошим сервисом. Но, к сожалению, всё это работает не на полную загрузку. Мы готовы принимать в разы больше туристов. Главное, чтобы они захотели к нам поехать.