Кризис добрался до зубцовского питомника
"ВЫ ДАЖЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, КАК ЭТО ТЯЖЕЛО - ВИДЕТЬ, КАК МУЧАЕТСЯ ЖИВОТНОЕ", -С ДРОЖЬЮ В ГОЛОСЕ РАССКАЗЫВАЕТ АЛЕКСЕЙ МУРАШОВ. ПОЧТИ 30 ЛЕТ ОН С ЖЕНОЙ ЖИВЁТ В ГЛУХОЙ ДЕРЕВНЕ ЗУБЦОВСКОГО РАЙОНА, СПАСАЯ ТЕХ, КТО САМ СЕБЕ ПОМОЧЬ НЕ МОЖЕТ. ИХ ПАЦИЕНТЫ - ДИКИЕ ПТИЦЫ И ЗВЕРИ, СТАВШИЕ ЖЕРТВАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖЕСТОКОСТИ.
Волчий вой, урчание рысей да птичий гогот... Так начинается каждое утро Мурашовых, двух профессиональных биологов. В тверских лесах они живут с 1978 г. Приехали сюда из Москвы на работу в Зубцовский научно-опытный участок, а остались навсегда. Уже много лет они занимаются важным и непростым делом по возврату диких животных в природу. Сегодня в эту идиллию вмешался кризис. Центр реабилитации диких животных "Ромашка" испытывает большие трудности: цены на корма и лекарства подскочили в два раза, приобретать сырьё становится сложнее. В 2008 году зверьё здесь уже чуть не погибло голодной смертью. Допустить второй раз такое невозможно! О нелёгких временах и людском равнодушии мы поговорили с главой семьи Алексеем МУРАШОВЫМ.
АЙБОЛИТ ПРОТИВ ПОТТЕРА
-Алексей Михайлович, от чего приходится спасать диких животных?
-Чаще всего от людей. В центр попадают дикие звери и птицы, которых сбила машина, ранил охотник и т.д. Одну рысь нам "подарил" исследовательский институт: там её обкалывали лекарствами, делали опыты, а затем за ненадобностью списали. Что ни зверь или птица, то трагедия. Часто сдают питомцев любители диковинки. После выхода в свет фильма про Гарри Поттера, где показали белых сов, родители накупили деткам таких сипух. Но разве совы - домашние животные? Они по ночам ухают, шумят! Держали горе-хозяева бедных птиц в клетках для попугаев, все крылья только переломали.
Животных привозят в ужасном состоянии: истощённых, с переломанными конечностями, кровоточащими ранами, забитыми и измученными. Порой сутками не отходим от них, отпаиваем из детских бутылочек, заново учим добывать себе пищу и бояться врагов. Когда они полностью восстанавливаются, отпускаем на волю. Бывает, что братья меньшие нас навещают: как-то рысь принесла своих котяток похвастаться. Местные жители нередко сообщают: ваши орлы за трактором ходят, мышей ловят. Охотники жаловались на нашу сойку: эта птичка их с ёлки отборным матом обложила. До нас она жила в доме, где нецензурно общались. Мы сойку выходили, а вот дурные привычки сохранились.
Зверей, которые уже не приживутся в природе, оставляем у себя. Ухаживаем за ними, смотрим за повадками, пишем научные статьи. Так в нашей семье в своё время появились рысь Луша и волк Груня. Современному человеку есть чему поучиться у братьев меньших. Они искренние, честные, верные. Бояться не надо: дикий зверь никогда не нападёт первым на человека. Скорее, наоборот. Я с медведем рядом малину собирал с одного куста - и ничего.
То, чем мы занимаемся, в советские годы было государственной задачей. Коллективы учёных жили в лесах и восстанавливали популяции. Сейчас это стало делом отдельных энтузиастов.
НУЖНА ПОМОЩЬ
-Неужели из-за кризиса на таком благородном деле можно поставить крест?
-Беззащитными перед кризисом, увы, оказались и наши подопечные. Цены растут с космической скоростью, корма подскочили в два раза. Ещё в декабре килограмм мойвы стоил 37 рублей, сейчас 98. Я уж молчу про витаминизированные корма! Денег не хватает. А диких животных нельзя кормить, как домашних, иначе они никогда не вернутся в природу. У них должно быть живое, естественное питание. Если цены будут и дальше так подниматься, нам не справиться. В питомнике - около 50 животных. На их содержание требуется до 100 тыс. руб. в месяц. Раньше мы зарабатывали самостоятельно, но сейчас слишком много препон. Заводов по переработке змеиного яда, куда можно было сдать ценное вещество, теперь не сыскать: позакрывались. Держимся за счёт пенсий. Мы с женой получаем по 12 тыс. руб. каждый, одну пенсию полностью тратим на питомник.
До кризиса нам помогали неравнодушные жители других регионов, но сейчас они сами оказались в непростой ситуации. Некоторых сократили с работы. В затруднительном положении оказался наш основной спонсор, если кризис наберёт обороты, он может покинуть нас. В 2008 году мы уже переживали подобное. Тогда из-за голода у нас погибла 31 птица. Прямо на моих глазах, на моих руках. До сих пор в памяти стоят картины тех голодных дней! Это ужасное чувство... Сейчас очередной кризис. Мы просим помощи у всех сочувствующих. За 30 лет работы мы дали жизнь более пяти тысячам зверей, хотелось бы помогать животным и дальше.
-В последнее время новости пестрят сообщениями о жестоком обращении с животными. Меньше месяца назад в областном центре активизировались догхантеры, которые устроили травлю на собак. Откуда такое зверство?
-Эти движения набирают обороты, потому что нет наказания. За границей при полиции существует специальный отдел по борьбе с жестоким обращением с животными. В России о таком даже не думают: у нас браконьер важнее любого егеря. У него связи, деньги, власть. Общество-то коррумпированное: дал на "лапу" - и нет проблем. Уже много лет мы просим у местной администрации в аренду землю для строительства новых вольеров. Не дают. Видимо, берегут для кого-то более влиятельного. В советские времена каждый год создавались десятки новых заповедников и заказников для охраны животных. Сейчас ежегодно образуются сотни новых охотхозяйств для уничтожения животных, а заповедники часто используются чиновниками для проведения "царских" охот.
ПРИРОДА ВСЁ СТЕРПИТ?
-Вы живёте в деревне уже 30 лет. Как за эти годы в Верхневолжье изменилась экология?
-Недавно к нам в гости приезжала немецкая делегация - такой стыд взял! В наших окрестностях местные власти даже мусорные контейнеры не ставят. Посмотрите, в какую помойку превратились леса: битые бутылки, целлофановые пакеты и т.д. От этого страдает не только экосистема, об этот хлам зачастую ранятся животные. Совсем недавно лось копыто распорол консервной банкой.
Бич XXI века - страшнейшая вырубка лесов. Про распродажу ценной древесины я уже молчу. Но хотя бы очищали после себя делянки! Стволы погрузят, увезут, а выкорчеванные пни, ветки, сучки оставляют гнить. Весной этот сушняк горит, а потом мы всем регионом тушим лесные пожары. Порядка нет никакого! Раньше за ним следили лесничие, по новому закону власти у них нет. Отдали леса арендаторам, а тем только прибыль нужна. Лесовосстановлением почти не занимаются.
-Как научить общество беречь природу, любить животных?
-В наше время молодёжь занималась в кружках по природоведению, дети ходили в школы юного натуралиста, ездили в геологические лагеря. Сейчас эти кружки заменили на более продвинутые - компьютерные, языковые и прочие. Они нужны, но нельзя забывать и элементарные вещи: любовь к природе открывается через её познание. Достаточно хотя бы иногда всей семьёй выбираться в зоопарк, устраивать совместные походы. В регионе достаточно агроферм, где с радостью ждут гостей. Надо с пелёнок учить детей не только брать, но и отдавать родной природе, чтобы она не оскудела. Нужно уметь приходить на помощь: как к людям, так и к зверям.
КСТАТИ
РЕКВИЗИТЫ: Телефон для связи: 8-905-741-1305 - центр реабилитации.
Номер карты Сбербанка для денежного перевода: 676 196 000 159 993 865 www.romashka-rus.org