Музыкант из Твери сменил большую сцену на колокольню
Профессии "звонарь" нет ни в государственном реестре профессий, ни в квалификационном справочнике. Это скорее призвание. В жару и холод эти люди оповещают прихожан о начале службы и создают в храме особую атмосферу.
В старейшем средневековом соборе Твери "Белая Троица" уже четверть века звонит в колокола Борис СПИРИДОНОВ. Его жизнь совершала крутые виражи: он работал в духовом оркестре, кафе и ресторанах, а с 1978 по 1981 годы играл в знаменитой группе "Интеграл" Бари Алибасова. С нашим корреспондентом Борис беседовал на колокольне, откуда взору открывается удивительная панорама города. Кроны деревьев, крыши домов, возможность взглянуть на мирскую суету немного свысока - отличное место для разговора о высоком.
Напарник Алибасова
Музыкой Борис занимался с детства. В 10 лет, проходя с родителями мимо суворовского училища, он услышал игру местного духового оркестра. Эти звуки запали мальчику в душу, а спустя пару лет он напросился в один из местных ансамблей музыкантом. Просто пришёл к руководителю и попросил его куда-нибудь определить: записали на горн. После обучения выступал с коллективом по области, ездили и в Москву. В моду тогда вошёл твист, и друг-музыкант научил Бориса играть на барабанах эти заводные мелодии.
- Я даже в армии, служа в суворовском училище, не бросал музыку: играл в духовом оркестре, - вспоминает Борис. - Затем модными стали джаз, рок и попса, а я ж тогда был молодым - мне хотелось "зажечь" на сцене. И я сменил направление.
Гастролировал Борис по всему Советскому Союзу. Однако в 1976 году вернулся в родной город и в составе группы "Музыкальное дерево" выступал при тверском мотеле. На концерты часто приезжали иностранцы. Про ансамбль писала даже крупнейшая американская газета "Вашингтон пост": уж больно он впечатлял американских делегатов и туристов. Ещё бы: специально для них Борис и его компания делали концерты русской музыки. Сшили специальные сапоги, рубахи-косоворотки, играли на бубнах, балалайках и ложках. Это было самобытно и необычно.
Как-то раз Борису позвонил друг и сказал, что в коллективе Бари Алибасова есть вакансия барабанщика.
- "Интеграл" на тот момент был чумовой группой. Меня взяли. Мы с Бариком всю страну исколесили! - рассказывает музыкант. - Кантри, рок, блюз, рок-н-ролл - мы срывали аншлаги. Однажды директор ленинградского дома культуры, где проходил один из наших концертов, сказала: "Я точно вижу, что вы крутые. Публика пять стульев в зале сломала, а обычно больше двух не повреждали!" На выступления приходили Алла Пугачева, Аркадий Райкин, с нами выступал Юрий Лоза.
"Интеграл" слыл действительно эпатажной группой: и по музыке, и по внешнему виду, и по невиданному в советское время ажиотажу. Их песни были смелыми, костюмы - чересчур откровенными. В 1980 году группа стала лауреатом первого и единственного советского рок-фестиваля в Тбилиси. Многие музыкальные критики уверены: "Интеграл" заложил основу для так называемого шоу-бизнеса. В разные годы в нём работали Женя Белоусов, Андрей Разин, Сергей Челобанов, Марина Хлебникова.
Это были яркий период, но Борис решил покинуть группу. Он пришёл к вере, стал посещать храм, и его тянуло к иному творчеству. В 89-м, опять же по совету одного из приятелей, он стал звонарём в церкви "Белая Троица". Там как раз освободилась вакансия.
- Я давно пришёл к Богу и хотел ему чем-то послужить, - объясняет Борис.
Высокое искусство
Искусству колокольного звона Борис учился самостоятельно. Предыдущий звонарь оставил обучающие книжки, вручил пластинки и один раз показал, как надо звонить в колокола.
- Первые полгода я по часу после службы с колокольни не спускался - боялся, что бабки будут ругать за "непрофессионализм" и, чего доброго, огреют клюшкой, - смеётся Борис.
- Да и настоятель мне на первых порах говорил: "Борис, ну ты чего! Когда звонить-то научишься?! Стыдоба какая!" Через несколько месяцев методом проб и ошибок я научился премудростям дела. Для звонаря важно чувство ритма. Главное - первый удар, он ведущий. Остальные звуки должны быть ровными и чёткими. Нужно не просто дать сигнал к началу службы, а сделать так, чтобы человек услышал "голос церкви" и пришёл в храм. Один звон - бодрый, быстрый - зовёт на службу. Другой -торжественный и радостный - употребляется для крестного хода. Третий - печальный и постный - звонится на отпевании.
Ноты здесь знать не обязательно. У каждого колокола - свой характер. Звонарь - всегда импровизатор, однако звонить надо по канонам. Перед началом службы - три звона, перед евангелием или шестопсалмием - один. Работа - романтичная, но непростая. Почти каждый день, в любую погоду, нужно подниматься сотню-другую ступенек по лестнице, а бывает, и несколько раз за службу. Звонят стоя - одной ногой нажимают на педали, на другую опираются. Параллельно руками управляют верёвками, подвязанными к колоколам. Сложность в том, что руки и ноги работают автономно друг от друга: каждая выбивает свой такт.
- Искусство колокольного звона существует в России более тысячи лет, но сегодня желающих стать звонарями мало, - объяснил звонарь. -Есть специальные школы, но их не так много. Один мой друг, профессиональный звонарь из Белоруссии, несколько лет назад хотел организовать свою школу в Твери. Подал объявление в газету, но реакции не последовало. Ни одного звонка!
Недавно ко мне обратился студент из сельхозакадемии в Сахарово. Хотел устроиться звонарём в качестве подработки, попросил обучить мастерству. Но как узнал, что в месяц за это платят 2500 рублей, отказался от своего желания. На колокольне случайные люди не задерживаются. Звонарь прежде всего должен быть верующим человеком. В деревнях звонарями чаще всего становятся энтузиасты из числа местных жителей, алтарники или те, кто поёт в хоре. Нередко колокольный звон вытесняют его записи на диске. Поставили пластинку - и нет проблем. Но разве это может заменить живой звук?!
Надо верить!
Звонить в колокола для Бориса - призвание. Днём он даёт уроки игры на ударных инструментах во Дворце творчества детей и молодёжи. Но только на колокольне, по его словам, у него появляется возможность встретиться с собой, привести мысли в порядок и взглянуть на жизнь по-иному. В "Белую Троицу" он приезжает дважды в день - на утреннюю и вечернюю службу.
- Сегодня много говорят о возрождении веры, возвращении к истокам. В школах стали вводить такие предметы, как основы православной культуры, мировых религий и другие. Считаю, что это правильно и нужно, - заключает Борис. - Пусть зёрнышко веры закладывается с детства, потом оно обязательно прорастёт.
Для себя Борис открыл путь к Богу через музыку. Четверть века его самобытный, особенный звон, раздаваясь на всю округу, несёт радость.
ДОСЬЕ
Борис СПИРИДОНОВ родился 23 августа 1949 г. в Калинине. Окончил Тверское музыкальное училище по двум специальностям: "Духовые инструменты" и "Ударные инструменты". Гастролировал по Советскому Союзу в составе профессиональных музыкальных коллективов, с 1978 по 1981 гг. играл в группе "Интеграл". Лауреат джазового фестиваля "Калинин-69" и других музыкальных конкурсов. С 1989 г - звонарь в храме "Белая Троица". В 2000-х гг. работал в духовом оркестре Тверского суворовского училища. Разведён, есть ребёнок.