приехал из Пенсильвании в Семендяево и хочет открыть школу плодородия
В маленькой дощатой церквушке отец Сергий ве.дёт службу уже несколько лет. Прихожане любят это намоленное место - здесь спокойно и умиротворённо. Ещё совсем недавно духов.ная жизнь в селе Семен-дяево Калязинского района была в упадке, а теперь в церкви появились иконы и батюшка - деятельный и современный. Он мечтает возродить глав.ную местную святыню - храм Богоявления Господня, возведён.ный в 1786году. А ещё хочет под.нять с колен сельское хозяйство и создать школу плодородия -первую в стране.
"Позор!"
"Батюшка-то непростой, из Америки к нам пожаловал, чего тут забыл?!" - местные жители до сих пор не могут понять, как из сытой заокеанской страны мож.но было добровольно податься на периферию, да ещё и в не самую процветающую деревню. Прото.иерей Сергий к таким разговорам уже привык и не обижается. Его биография действительно богата: и мир успел повидать, и жил по всякому - и в нужде, и в достатке. А в США попал по долгу службы. Окончив духовную семинарию, стал работать в отделе внешне-церковных отношений, откуда и был направлен за океан. Около трёх лет был священником в шта.те Пенсильвания, затем вернулся на родину, работал в Московской патриархии, Костромской епар.хии и много где ещё. Ну а за.тем судьба закинула батюшку в деревню Семендяево Тверской области.
Дорогих джипов и прочих из.лишеств у протоиерея нет. Со.ветские "Жигули" выручают отца Сергия в любую погоду. Колёса -они везде колёса, а всё остальное - только пыль в глаза, - считает батюшка.
- Место мне очень понра.вилось - настоящая русская деревня, да ещё и с богатой историей! Рад, что попал сюда. Единственное, что огорчает, -храм Богоявления Господня разрушенный стоит, пропадает! Я, как его увидел, решил: вос.становлю, чего бы мне это ни стоило. Стал искать, кто бы по.мог. Добрые люди нашлись, кое-что удалось сделать, да только пока это капля в море. Думал, прихожане подсобят, но, когда увидел, как народ в Семендяево живёт, за голову схватился. Ни.достатка в домах, ни скотины во дворе. В основном существуют на пенсию, да и той не хватает. Особенная беда - дороговизна продуктов. Это ж надо, на селе цены почти в два раза выше, чем в городе! В городе я могу хлеб купить за 10 рублей, а в деревне надо отдать не меньше 18, а яйца стоят 52 рубля! И это притом, что село должно производить как минимум половину продукции, лежащей на магазинных прилав.ках. Сегодняшняя ситуация - это просто несуразица и позор!
Ферма на новый лад
Не может отец Сергий сми.риться с тем, что крестьяне пе.рестали на своём подворье ско.тину держать. Испокон веков периферия жила на собствен.ном мясе, молоке, овощах и яй.цах. Главной причиной такого бедственного положения селян протоиерей считает не столько лень, сколько безграмотность в плане животноводства. Делают всё по старинке да по наитию. Вот ничего и не получается.
- Спрашиваю как-то у местно.го мужичонки: вот ты живёшь на пенсию матери, перебиваешься кое-как, почему бы вам свиней не завести? И мясо своё будет, и деньги от продажи свинины. "Не выгодно это, батюшка"! - качает головой мужик. И тут я начинаю доказывать ему, что если с умом подойти, то и явная выгода бу.дет, и прибыль неплохая! А мне в ответ: "Не своим делом занима.ешься, святой отец, иди-ка лучше за страждущих помолись". Вот и весь разговор. Обидно до слёз, иногда даже руки опускаются.
Как-то после очередной такой бесплодной беседы решил про.тоиерей Безчастный собственное хозяйство завести и наглядно продемонстрировать, как с мини.мальными затратами можно полу.чать максимум пользы. Приобрёл породистых кур Леггорн, сделал им специальное помещение -короб из досок да прогулочный дворик. На зиму отец Сергий кур в специальной теплице разместил, где установил инфракрасный обо.греватель и пару энергосберегаю.щих ламп. Вот уж действительно подошёл кделу по-научному! Ку.рам, чтобы они нормально несли яйца, нужен свет лишь по 13 часов в день, жизненное пространство по полметра на голову, небольшая плюсовая температура и постоян.ный доступ к комбикорму и воде, уверен батюшка. В таких условиях несушки дают яиц намного боль.ше, чем когда бегают по огороду и едят червяков.
- Одна курица-молодка стоит 200 рублей в ВНИИ птицевод.ства Сергиева Посада. На одну курочку нужно 0,5 кв. м площади да 120 граммов корма в сутки при его цене 10 рублей за килограмм. В год несушка даёт 300яиц. Вот и считайте выгоду. Забавная ситуа.ция случилась - на Пасху у дере.венских жителей своих яиц не было, красить нечего, а мои ку.ры нанесли - будь здоров. Так, я все яйца раздал, чтобы селя.не могли отметить церковный праздник как положено!
Но, несмотря на личный при.мер отца Сергия, семендяевцы не спешат повторить его путь, не верят, что всё так складно полу.чится. Батюшка же мечтает для тех, кто готов трудиться на зем.ле, открыть школу плодородия. Туда он собирается приглашать для чтения лекций ведущих фер.меров страны и зарубежья, что.бы те делились своим опытом.
- Наш крестьянин не знает ни биологического устройства жи.вотного, ни его потребностей, у него нет элементарных знаний ветеринарии. Поэтому, если они даже и заводят скотину, выгоды получают минимум, а часто и в минусе остаются. Мне же хочет.ся, чтобы люди могли обеспечить себе пропитание, чтобы им не приходилось жить в нищете. А для этого надо правильно подой.ти к ведению хозяйства. Школа плодородия нам просто необ.ходима! У меня уже план есть: в заброшенной деревне Шаманов-ка, что недалеко от Семендяево, можно возвести несколько домов для слушателей лекций. А рядом - опытный участок площадью около двух гектаров, чтобы на нём можно было практиковать.ся. Я бы и сам мог преподавать, и светлые умы приглашать.
Как именно вести хозяйство, отец Сергий знает не понаслыш.ке. Всё-таки жизнь за границей не прошла бесследно. И пусть там многое от лукавого, но и дельных вещей не меньше. Осо.бенно в сельском хозяйстве.
- Америка меня поразила: там каждый клочок земли приносит пользу, бескрайних полей, по.росших бурьяном, нет совсем. И к животноводству там совер.шенно иной подход. К примеру, был случай, потрясший меня до глубины души. Я познакомился с фермерами: муж и жена вдвоём содержали 800 поросят! У них не было помощников, всё делали в четыре руки. Конечно, мне поначалу не верилось, поэтому напросился к ним на экскурсию, чтобы собственными глазами всё посмотреть. И знаете, что меня больше всего поразило? Это просьба надеть белый халат, прежде чем зайти на ферму. Я просто дар речи потерял.
Сами понимаете, у простого человека при слове "свинарник" мысленно возникает картина: грязь, вонь, ногой ступить неку.да, да слёзы из глаз - амбре про.шибает. А тут чисто, аккуратно, почти нет запаха. Современные кормушки, из одной 60 свиней едят. Весь секрет заключается в нехитрых приспособлени.ях, а также в правильном от.ношении к животным. У нас в стране свиней кормят утром и вечером, а у них еда постоян.но доступна, а чем больше ест свинка, тем быстрее растёт. У нас часто свинье силос дают, а ведь свинья не травоядное жи.вотное, её правильно кормить надо! Только об этом в книжках читать нужно, а наш крестьянин книжки не любит.
У нас в Семендяево предпри.ниматели привозили заплесневе.лый хлеб и по дешёвке продавали его местным жителям, чтобы те кормили своих свиней. Бабушки с радостью покупали, да только не знали, что животное от такого "угощения" и сдохнуть может. Я бросился к продавцам: "Что ж вы людям продаёте, нельзя же"?! Так меня торгаши чуть не поби.ли, еле ноги унёс. А народ как покупал, так и покупает. Теперь молчу, вижу, что толку нет.
Достучаться до умов
В последнее время протоие.рея Сергия одолевают груст.ные мысли. Обидно ему, что никак не получается до людей достучаться. Ведь не для себя старается. Идею по созданию школы плодородия поддержала администрация Калязинского района, да только пока всё на словах, а до дела так и не до.шло. Загвоздка в деньгах, ко.торые нужны на строительство корпусов, где люди смогли бы слушать лекции. Но батюшка не сдаётся, молится и верит, что у его начинаний будет успех.
А ещё, считает Сергей Без.частный, будущее Семендяева не только в сельхозпроизвод-стве, но и в туризме, так как село находится ровно посередине до.роги Калязин - Углич, где про.ходит значительный туристи.ческий поток. И храм, который священник мечтает восстано.вить, мог бы стать настоящим чудом света, к которому люди бы толпами шли. А где народ - там и жизнь ключом бьёт. А батюшке большего и не надо.