Жители Верхневолжья знают, как победить пробки и залатать дыры
Километровые пробки, изношенные трамваи, опасные маршрутки и их бастующие водители, ужасающих размеров ямы: не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять - транспортный коллапс в Твери не за горами, если не предпринимать никаких мер.
У лидера тверского представительства общественного движения "Probok.net" Александра ЕГОРОВА и его команды свой взгляд на то, как улучшить транспортное сообщение в Верхневолжье. Пока одни жалуются на запущенность родного города, молодые активисты предлагают свои варианты решения проблемы.
Скатились с рельсов
- С каждым годом проблема пробок в Твери только обостряется. Как можно её решить?
- Если 20 лет назад на тысячу жителей приходилось 80 автомобилей, то сегодня на это же количество людей уже 280 машин! Отсюда и пробки! Усугубляют ситуацию плохие дороги, отсутствие необходимых развязок и парковочных мест. У нас даже новые дома и торговые центры возводятся без достаточного количества стоянок. А что творится непосредственно на дорогах: у людей нет культуры вождения, а хаотично припаркованные машины вдоль магистральных улиц, которые мешают движению, для нас уже норма. Твери пора задуматься о комфортном общественном транспорте большой вместимости и обязательно предоставить для него выделенные полосы там, где это востребовано и возможно.
Отчасти помочь снижению заторов на центральных улицах города может введение платных парковок. Не стоит думать, что это очередной способ ободрать водителя. Это реальный механизм навести порядок на улицах в часы пик. Естественно, цены должны быть приемлемыми и регулироваться на основе спроса. Пилотный проект в Москве показал, что центр столицы реально разгрузился, а скорость движения по основным улицам по сравнению с прошлым значительно увеличилась.
- В городе активно начали говорить про ремонт трамвайных путей. В прошлом месяце в Тверь приезжали специалисты из Санкт-Петербурга, делились опытом. Нужны ли городу трамваи?
- Это такой же риторический вопрос, как нужен ли городу ещё один мост. Конечно, текущее состояние электротранспорта ужасает, еженедельно трамваи сходят с рельсов. Износ подвижного состава составляет 98%, путей - 90%. Почти 15 лет в городе этим видом транспорта не занимались. За это время отремонтировали лишь несколько участков в районе вагонного завода и Нового моста, но разве этого достаточно?!
Неудивительно, что пассажиры с трамваев пересели на маршрутки. Кому хочется ехать в грохочущих, холодных и медленных вагонах?! Тем временем при правильной организации трамвай - единственный транспорт в Твери, способный перевезти максимальное количество пассажиров. Подсчитано, что по одной автомобильной полосе в городе за час может проехать не более 1200 человек. А трамвай, если составы будут ходить хотя бы по два вагона, за это же время сможет перевести до пяти тысяч человек!
Сейчас в городе всерьёз заговорили о ремонте трамвайных путей. Это здорово, но нужно понимать, что ремонтировать рельсы без выделенной полосы - бесполезное занятие. Никакого преимущества это не даст, трамваи также увязнут в пробках. И какой прок пассажирам в них пересаживаться?! Главный козырь - скорость, но без специальной линии рельсовый транспорт его не получит. А ремонт путей при таком раскладе грозит обернуться выбрасыванием денег на ветер.
- Многие скептики возмущаются, что на возрождение трамвая потребуются бешеные суммы, чуть ли не равные годовому бюджету города.
- Сразу и не надо, нужно постепенное обновление: линия за линией. Мы с единомышленниками предлагаем начать с пилотного проекта по маршруту N 5, который соединяет Заволжье, центр и вокзал. В Заволжском районе живёт треть населения областной столицы, и пассажиропоток на данном направлении - самый высокий в городе. Свои предложения мы направляли в администрацию Твери и в Тверскую городскую Думу. Чиновники ответили, что идея заслуживает внимания, но рассмотрена будет чуть позже - после обследования пассажиропотока. В любом случае мы будем добиваться того, чтобы наше предложение не осталось незамеченным. В то же время сам по себе трамвай - не самоцель, а часть воссоздаваемой системы общественного транспорта в городе. На следующем этапе нужно будет решать вопрос с единым проездным билетом на все виды транспорта.
Марш миллионов
- В бесконечный процесс сегодня превратился ремонт дорог. Каждое лето мы видим, как работники заделывают ямы, но не проходит и года, как асфальт вновь зияет дырами. Можно ли разорвать порочный круг?
- Городские дороги находятся ровно в том состоянии, которое характерно для дорог, за которыми 30 лет не ухаживали, а спасали ситуацию ямочным ремонтом. Хотя там, где основание дороги износилось, можно положить хоть 20 слоёв асфальта, но они по факту ничего не изменят. Ремонтировать нужно капитально.
Чинить дороги сегодня - отличный способ заработать деньги. Миллионы выделяются на дорожную отрасль, а контроль качества проводится по минимуму. В 2013 году капитально отремонтировали ул. Орджоникидзе, что обошлось бюджету в 70 млн рублей, а дорога уже даёт повод для вопросов о качестве ремонта. Почему улица Коноплян-никовой, отремонтированная в 2011 году, находится в хорошем состоянии (кроме мест разрытия теплосетей), а на Орджоникидзе появились расползания стыков асфальта и кое-где ямы?!
Но отсеять недобросовестных подрядчиков сложно. Согласно 94-му федеральному закону, участвовать в конкурсе может любая компания, а критерием выигрыша названа цена. Вот и получается, что можно зарегистрировать фирму, арендовать офис в пять квадратов, поставить компьютер и участвовать в конкурсе наравне с другими компаниями. Посмотрим, какие рычаги даст администрации в этом году 44-й закон для отсеивания подрядчиков. Активнее должна быть и наша общественность. Пишите письма, жалуйтесь, указывайте на недостатки, если обнаружили их. Народ - это сила!
- Ещё один бич тверских дорог - отсутствие ливневых систем. Ролики прошлогодних потопов на улицах Твери взорвали Интернет. Особенно нашумела история на проспекте Победы, где нерастерявшиеся подростки даже плавали на надувных матрасах. И такое из года в год: неужели нельзя что-то сделать?
- В Твери очень большие проблемы с ливневыми канализациями. Нужна хорошая долгосрочная программа на 15 - 20 лет, которая позволит ремонтировать улицу за улицей. Причём такой план должен быть не на бумаге, как это часто бывает, а реально выполняться.
ДОРОГИе перемены
- В России активно строятся платные магистрали. Одна из них - трасса М-11 Москва - Санкт-Петербург - будет пролегать через Тверскую область. Не получится ли, что все силы бросят на содержание коммерческих автобанов, а про бесплатные магистрали забудут?
- То, что с появлением скоростной трассы перестанут ремонтировать бесплатные трассы, - необоснованные опасения. Магистральные дороги закреплены за определёнными подрядчиками, которые разыгрывают лоты на их содержание. Думаю, вряд ли кто-то откажется от хорошего тендера. Планируется, что платные дороги самостоятельно будут зарабатывать на своё содержание, поэтому перекоса бюджета не должно случиться.
- Будут ли у нас когда-нибудь хорошие дороги или это утопия?
- Тверские дороги стали некой "достопримечательностью" и поводом для скабрезных шуток. Печально, что, приезжая в область, гости первым делом обращают внимание на наши ямы, а только потом на исторические изюминки. Но в ближайшие годы коренным образом ситуацию изменить не получится. Один из факторов -высокая централизация ресурсов. Если сравнить бюджеты Москвы и Твери, разница колоссальная. В Москве на одного человека в год в среднем приходится 150 тысяч рублей, в Твери - 15. До тех пор, пока все деньги будут аккумулироваться в столице, ждать каких-либо улучшений с нашими дорогами не приходится. Несмотря на это, менять жизнь к лучшему можно и нужно уже сейчас. Тверь должна стать комфортным городом, а для этого объединить свои усилия нужно и власти, и общественности.
ДОСЬЕ
Александр ЕГОРОВ родился в Калинине в 1987 году. Окончил гимназию N 8 и Тверской государственный университет по специальности "Прикладная информатика в экономике". Работает координатором проекта в сфере медицинских информационных систем. Руководитель движения "Лаборатория Удобный город". Холост.