Тверской режиссёр снял фильм о хоккее
В конце февраля на телеэкраны России и стран СНГ вышел фильм "Лёд". Это история мальчика-хоккеиста, его взросления и успеха. Тверские зрители узнали в картине местные хоккейную школу и юношескую команду. Ведь снял фильм тверской режиссёр Павел ДРОЗДОВ, для которого он стал первой полнометражной работой.
Изнанка спорта
- Павел, в последнее время в нашей стране сняли несколько фильмов о хоккее. Чем ваша картина отличается, к примеру, от знаменитой "Легенды N 17"?
- "Легенда N 17" - это большой кассовый блокбастер. Для меня этот фильм - не о Харламове, а о Тарасове: о трагедии и радости великого тренера, который создал команду и победил. Наша история более локальна - о человеке, который пытается понять, кто он, борется и становится мужчиной. Мы честно говорим, что в нашем хоккее не всё гладко, есть проблемы у тренеров и внутри команд.
Идея фильма появилась лет десять назад. Тогда в Тверь в очередной раз приезжал Илья Ковальчук - ещё не чемпион мира, но уже очень известный хоккеист. Он привёз форму ребятам из юниорской команды "Тверские тигры", мы снимали про это сюжет на телеканале "СТС-Тверь". Я увидел, как 14-летние мальчишки сражаются на льду, как они этим живут. Мне пришла в голову идея - рассказать историю совсем юного хоккеиста, у которого сначала не клеятся дела в спорте, но после жизненных коллизий приходит успех. Вместе со сценаристом Леонидом Кориным и продюсером Еленой Шонерт написали сценарий, два года искали деньги и, наконец, сняли фильм. Я рад, что всё получилось, ведь в нашей стране был период, когда картин о спорте вообще не делали.
- "Лёд" снимался в Твери. Почему в фильме не говорится об этом прямо?
- В фильме специально не упоминается название города. Даже на форме хоккеистов отсутствует слово "Тверские", оставлено только "Тигры". Кому надо - те поняли. Нам хотелось, чтоб это был некий город N, собирательный образ. Мы изучили хоккейный мир изнутри: беседовали с тренерами, родителями, хоккеистами и болельщиками, а также с фигуристами (в фильме девушка главного героя - фигуристка). Побывали не только в Твери, но и Санкт-Петербурге, Клину, Старице, Москве. Везде похожая ситуация: хоккей в стране существует только благодаря самоотверженности тренеров и мальчишек. Большой помощи от государства они не видят. Поездки на соревнования - тоже за счёт родителей.
- Говоря о хоккее, невозможно не вспомнить Олимпиаду. Как вы считаете, почему в Сочи российская сборная "вылетела" в четвертьфинале?
- В команде собрали много достойных и очень сильных игроков, но, увы, слаженной командной игры у них не получилось. Думаю, в этом основная причина поражения.
Работали бесплатно
- Не так давно вы сняли восьмисерийную мелодраму "Верь мне" для Первого канала. Многие сцены фильма тоже снимались в Твери. Почему?
Я предложил продюсерам наш город, где можно на самом деле снять всё что угодно. У нас очень красивый город - Волга и набережная, много исторических улиц, зданий с особенной архитектурой, не похожей на другие города. В Твери можно найти панельные девятиэтажки, деревянные бараки, современные здания и старинные особняки. И от Москвы ехать недалеко.
- Как вы, инженер-программист, и вдруг стали снимать кино?
- Я учился на инженера-программиста, окончил аспирантуру, преподавал, работал по специальности. Увлечение компьютерным рисованием привело меня в рекламное агентство, а вскоре я устроился на канал "MTV-Тверь". Там все работали на вдохновении, витал какой-то особый дух... Это было прекрасным стартом. В итоге телевидение не отпустило меня, а затем началось кино. Когда понял, что знаний не хватает, поступил в Санкт-Петербургский университет кино и телевидения. Но ни учёба, ни работа не заставили меня покинуть Тверь. Здесь мои дом и семья, хоть это удивляет многих коллег и знакомых.
В родном городе я снимал короткометражку "Ранняя оттепель". Когда привёз её в Питер на фестиваль, однокурсники спрашивали, сколько это стоило. А стоило - практически ничего, потому что помогали друзья. Та же история - со "Льдом": мы понимали, что делаем авторское кино, которое может не принести дивидендов. И все работали бесплатно, даже известные актёры Александр Половцев и Иван Краско. Фильм делался практически с нулевым бюджетом, и вновь помогли друзья: кто-то дал камеры, кто-то помог со светом... В Твери найти бюджет для кино невозможно. Ещё когда мы снимали "Оттепель" и искали деньги, все крутили пальцем у виска: "Вы с ума сошли! Какое кино в Твери?!"
Выручает лень
"Лёд" был бы интересен зарубежному зрителю?
- Думаю, да. Это срез российской действительности, как мы его видим здесь и сейчас. Я не сторонник показывать нашу жизнь в формате "всё плохо", но именно такие картины очень часто побеждают на зарубежных фестивалях, потому что европейский зритель хочет видеть негатив о России. Я понял это, пообщавшись на фестивалях с критиками из разных стран. Моё мнение таково: показываешь, что где-то плохо - расскажи и о том, что хорошо. У фильма "Лёд" уже есть приглашения на фестивали во Франции и Испании.
- Насколько трудно пробиться в большой кинематограф начинающему режиссёру?
- Этот вопрос мне задают часто, и ответа на него нет. Моё первое средство - очень много работать и не опускать рук. Моменты, когда хочется отступиться, у меня бывают и сейчас. Думаю: надоело, не хочу больше за это браться... Но выручает лень, она мешает мне всё изменить и заняться чем-то другим (смеётся). Второе средство - везение. Без него, как говорится, никуда!
ДОСЬЕ
Павел ДРОЗДОВ родился 22 февраля 1977 года. Окончил Тверской государственный технический университет и Санкт-Петербургский университет кино и телевидения. Режиссёр короткометражных фильмов "Ранняя оттепель", "Ножницы", сериалов "Чемпионки", "Верь мне", полнометражной картины "Лёд". Дипломант и призёр международных кинофестивалей. Женат, воспитывает 12-летнего сына.