Им может стать общественный транспорт и культура водителей
В Интернете Тверь давно окрестили "городом-пробкой". Количество автомобилей в областной столице растёт год от года, а дороги и схема движения не меняются. Как решить проблему?
Е. Бойцов, Тверь
"Через пару лет областной центр рискует оказаться полностью парализованным. И Западный мост нас не спасёт: он уже - жизненная необходимость, а не спасительная соломинка. Избавляться от пробок нужно сейчас, и сделать это реально", - уверен Владимир ГУСТОВ, исполнительный директор Тверского автотранспортного Союза.
Парадокс, но у предводителя транспортников нет ни водительских прав, ни служебного авто. К нам в редакцию Владимир Фёдорович приехал на троллейбусе. Несмотря на это, отказываться от собственных автомобилей он не призывает. В преддверии Дня автомобилиста, который отмечается 27 октября, мы поговорили о рецептах ликвидации пробок, общественном транспорте и культуре на дорогах.
Кнут без пряника
- Пробки для тверских водителей сегодня - больная тема. Как разгрузить город?
- Это действительно стало проблемой N 1, ещё лет пять назад такого интенсивного движения в Твери не было. Если в 90-е годы у нас в городе было 20 - 30 тыс. автомобилей, то сегодня их около 200 тысяч. В одной семье может быть по нескольку машин, этим теперь никого не удивишь. А "вместимость" улиц не меняется. Город у нас древний, улочки узкие, мосты тоже. Новые микрорайоны и здания строятся так, что места для парковок поблизости не остаётся. Не организовано и движение общественного транспорта. Не нормально, когда маршрутки или автобусы "ныряют" из крайнего левого в правый ряд, создавая помехи другим участникам движения. Должен быть комплексный подход: улучшение дорожной сети, организация работы общественного транспорта и, конечно же, строительство парковок.
- Расширить улицы и организовать везде парковки не получится. Что ж делать теперь, пересаживаться на велосипеды?
- В наше время автомобиль не роскошь, а необходимость. Сам я не вожу по состоянию здоровья, но призывать горожан отказываться от личных авто не могу. Да и велосипеды у нас не приживутся: в Твери нет ни специальных дорожек, ни парковок для них. В Германии, к примеру, можно за копейки взять двухколёсный на прокат и везде, куда ни сунься, есть специальные парковки, где велосипед можно пристегнуть на замок. В нашем городе первые велопарковки только что появились: их мало, да и климат такой, что этот вид транспорта можно использовать в основном с апреля по октябрь.
Бороться с пробками нужно иначе. Сегодня водителей, которые бросают машины на обочинах, наказывают штраф-стоянкой. Но кнут должен действовать только тогда, когда есть пряник. А у нас пряника нет. Водители паркуются не по
правилам от безысходности, в итоге вместо двух полос движения остаётся одна, и такое сплошь и рядом. Почему бы для начала не сделать отдельные полосы для общественного транспорта? Конечно, это получится не везде, но попробовать можно. На Санкт-Петербургском шоссе, проспекте Чайковского, улицах Спартака и Коминтерна такие "выделенки" уже существуют. Я имею в виду трамвайные рельсы. Если заасфальтировать межорельсовое пространство, как это сделано, например, на проспекте Победы, то там можно пустить весь общественный транспорт. И трамваи убирать не надо, и движение разгрузится. Сделать это вполне реально, так как трамваи на тверских дорогах не такие уж частые гости.
Будущее за трамваем
- Многие водители голосуют за то, чтобы трамваи убрали: и рельсы разбиты до невозможности, и пробки они только усугубляют. А что по этому поводу думаете вы?
- Что значит убрать трамваи? А на чём я буду добираться до работы? (Смеётся). Я категорически против этой затеи. Да, они старые и их мало, но нужно восстанавливать этот вид транспорта, а не добивать его. Уничтожить что-либо всегда легко, а восстановить потом невозможно. Наверное, наши предки были неглупыми, когда организовывали трамвайное движение в городе. Лично я считаю, что за трамваями и троллейбусами - наше будущее. Чтобы спастись от про-
бок, нужно развивать транспорт большей вместимости, а не избавляться от него.
- То есть маршрутки нам не нужны?
- Нужны. В 90-е годы в Твери на линию выходили 120 трамваев и 60 троллейбусов в день, да и то их не хватало. Ходили они с четырёх утра и до часу ночи. Сегодня же подвижной состав износился, на линию ежедневно выходит 35 трамвайных вагонов и 58 троллейбусов, и они не ходят допоздна. Так что без маршруток мы пропадём.
Муниципальный и частный транспорт должны работать в одной связке. Для примера: 11-я маршрутка практически полностью дублирует 20-й маршрут автобуса, от Мигалово до Восточного моста. В часы пик востребованы и автобусы, и маршрутки, а днём, когда пассажиропоток снижается, число автобусов на линии можно сократить. Так и всем пассажирам места хватит, и пробок будет меньше. Но для этого должно быть чётко определено количество транспортных средств, необходимых на одном маршруте, по часам. Нужно изучать пассажиропоток, чем сейчас город и занимается. Правда, пару лет назад такое исследование уже делалось. Лично я результата не увидел. Надеюсь, в этот раз оно пройдёт с пользой.
- Как вы относитесь к идее сделать центр Твери пешеходным?
- А зачем это нужно? Вы можете себе представить ул. Советскую пешеходной? Лично я - нет. Чиновникам, прежде чем подтолкнуть народ отказаться от личных авто, нужно показать личный пример. Пусть ходят на
работу на своих двоих, отдадут служебные машины в социальную службу для перевозки инвалидов. Тогда, возможно, и у нас появится стимул больше ходить пешком.
Война на дорогах
- Пока власти исследуют пассажиропоток, гаишники предложили своё лекарство от заторов. Шоком для многих автомобилистов стали светофоры, установленные на площади Капошвара. Когда-то они там уже были, и ничем хорошим этот эксперимент не закончился. Нужны ли они сегодня?
- Я не помню светофоров на Капошавара, но сейчас, как пешеход, изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону не заметил. У меня не было проблем с переходом дороги там и без светофора. Для водителей, конечно, они стали ещё одной головной болью. Спасти ситуацию здесь могли бы надземные или подземные пешеходные переходы. Не помешали бы они и в центре города, и на ул. Коминтерна. Но это большие затраты, а у нас на насущные нужды денег, как правило, нет.
Кстати, о пешеходах. Соглашусь с водителями, что некоторые из нас борзеют. Когда человек не спеша переходит дорогу, разговаривая по телефону или на ходу отправляя смс, за такое нужно штрафовать. Во-первых, вы находитесь на дороге, в зоне повышенной опасности, а во-вторых, чем медленнее вы передвигаетесь, тем больше становятся пробки.
- Но борзеют не только пешеходы, но и водители. Особенно маршруток...
- Грешат все водители. С каждым годом растёт количество мелких дорожно-транспортных происшествий. Одни куда-то спешат, другие принципиально не пропускают первых. В итоге небольшое столкновение, ожидание ГИБДД-шников и как результат - пробка.
Взять, к примеру, Комсомольскую площадь в сторону Мигалово. Мало того, что на двух полосах здесь помещаются три ряда машин, так ещё и торопыги с трамвайных рельсов норовят проскочить вперёд. Пропускайте вы этих торопыг хотя бы в шахматном порядке! Лучше подождать 30 секунд, чем несколько часов простоять в ожидании ГАИ и затормозить при этом весь поток автомобилей.
И это только мелкие аварии, а сколько крупных происходит от отсутствия культуры и безответственности! У нас в стране каждый год погибает один небольшой районный город. На дорогах идёт настоящая война: 30 тыс. человек умирают в ДТП и более 200 тыс. получают травмы. Будьте взаимно вежливы, тогда аварий и пробок на наших дорогах станет меньше.