aif.ru counter
56

Полёт ценою в жизнь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Аргументы и факты - Тверь 02/10/2013

Владимир Фёдоров об авиации, катастрофах и дилетантах

"Сегодня купить вертолёт может любой состоятельный человек, а грамотно управлять им способны единицы. Самоуверенность и пренебрежение элементарными правилами полёта - вот главная причина большинства воздушных трагедий", - уверен Владимир ФЁДОРОВ, первый заместитель генерального директора Российской вертолётной компании "Вертикаль-Т".

Ещё пять - десять лет назад известие о крушении вертолёта было чем-то из ряда вон выходящим. Это случалось редко и вызывало огромный резонанс. Теперь тверичане привыкли, что в Верхневолжье пропадают вертолёты, а потом сотни людей ищут обломки разбившихся машин в лесах. На днях случилась очередная трагедия: под Старицей упал вертолёт "Agusta Westland 119". "Бьются, как мухи", - уже говорят в простонародье. Может, и грубо, но суть передана точно. Прочему же такое происходит и возможно ли свести к минимуму количество авиакатастроф?

Небо - для богатых?

- Владимир Андреевич, каждый год в Тверской области случаются авиакатастрофы. Падают частные самолёты, вертолёты... В чём причина?

- Причин несколько. Во-первых, благосостояние определённых слоёв населения растёт, частных вертолётов становится больше, поэтому и количество аварий увеличивается.

Если раньше позволить себе летательный аппарат могли единицы, то теперь - сотни людей. Во-вторых, расположение региона между Москвой и Санкт-Петербургом. Не секрет, что жители мегаполисов любят проводить свободное время на дачах, расположенных в Верхневолжье. Да и перемещаться между двумя столицами олигархам и крупным чиновникам удобнее по небу, а не по трассам.

Кроме этого, в России уже лет пять как упростили получение разрешений на полёты. Раньше, прежде чем взлететь, нужно было за сутки подать заявку и ждать разрешения от диспетчера. А теперь за три часа до вылета пилот ставит в известность диспетчеров, и всё. Ответственность за собственную жизнь и за пассажиров ложится на того, кто за штурвалом. А за ним не всегда профессионалы. За ним частенько дилетанты, не думающие о последствиях, но это не относится к недавней катастрофе.

- Неужели сегодня так просто получить права на управление вертолётом?

- Наоборот, получить их довольно сложно. Учебный процесс - длительный и дорогой, обходится примерно в 400 тысяч рублей. Желающий стать пилотом должен обратиться в сертифицированный учебный центр, где преподают теорию и практику. Если человек действительно прилежно учился, сдал экзамен, то и летать он будет хорошо. Но в небе, как и на дорогах, водители встречаются разные. Кто-то получал знания кое-как, а кто-то просто купил права. Вот мы и читаем потом сводки и некрологи...

Я не беру сейчас в расчёт случаи, когда машина неисправна, это отдельный разговор. Мы говорим о безалаберном отношении владельцев вертолётов

к собственной безопасности. Некоторые пилоты, не имеющие достаточных знаний, даже не задумываются, какой опасности подвергают себя и окружающих! Богачи, купившие воздушное судно, сами берутся им управлять. Нет, чтобы нанять профессионала! Пока что культура полётов у нас слабо развита, поэтому её необходимо повышать.

Ещё одна большая проблема - сертификация ввозимых из-за границы вертолётов. Большинство желающих приобрести себе "стрекозу" рассматривают только иностранные модели, так как хороших отечественных у нас нет. Привозят импортные, но легализовать их не могут, так как сертификация - очень длительный и дорогой процесс. И в итоге летают незаконно, не ставя в известность диспетчеров. А когда разбиваются, вертолёт очень сложно найти, так как полёт был несанкционированным. Так и живём.

Безнаказанность

- Как же добиться того, чтобы непрофессионалы не садились за штурвал? Ведь под угрозой не только их жизнь, но и жизнь простых людей. В мае этого года на трассу "Тверь - Ржев" приземлился небольшой частный самолет Piper-36, у которого закончилось горючее. К счастью, никто не пострадал, однако всё могло сложиться гораздо хуже...

- Это как раз тот вариант, когда подготовка к полёту проводилась не профессионалом, а сам полёт, скорее всего, был нелегален. Поэтому важен более жёсткий контроль со стороны правоохранительных органов и авиационных властей. А ещё - осознание неотвратимости наказания. В таких ситуациях нужно накладывать ощутимые штрафы, конфисковывать транспортное средство и пожизненно лишать права управления им. Вот тогда, прежде чем нарушить закон

или вылететь без достаточного горючего, человек тысячу раз подумает. А пока есть вариант, что ответственности можно избежать, у нас так и буду случаться катастрофы.

- Сейчас ходят разговоры о том, что в Твери может появиться пассажирский аэропорт. Как вы считаете, это реально?

- Вполне. Ведь когда-то Мигаловский аэродром принимал и гражданские самолёты, так что условия у нас есть. А так как мы находимся ещё и между двух столиц, нам вдвойне выгоднее иметь аэропорт: и люди смогут летать, и грузовые перевозки осуществляться по воздуху. Так что разговоры имеют все шансы стать реальностью в обозримом будущем, главное, чтобы власти этого хотели.

- А как вы относитесь к идее построить новый аэропорт между Клином и Тверью? Недавно она прозвучала на авиасалоне в Жуковском.

- Я считаю, что идея вполне жизнеспособная, и место расположения аэропорта довольно удачное - подальше от города. Но не уверен, что проект в ближайшее время реализуют, так как потребуются огромные денежные вливания.

- Пробок на дорогах с каждым годом всё больше, и неизвестно, спасут ли от них новые мосты и трассы, которые, впрочем, ещё в проекте. Может ли частная авиация исправить положение?

- Не думаю, что в ближайшем будущем самолёты и вертолёты смогут стать столь же доступными, как автомобили или общественный транспорт. Конечно, всем бы этого хотелось, ведь тогда от Твери до той же Москвы можно было б добраться минут за 40. Но это слишком дорогое удовольствие. Полёт на самом простом вертолёте МИ-8 стоит около 90 тысяч рублей в час! Такое по карману только очень состоятельным людям. Однако развиваться малая авиация будет быстрыми темпами, и поэтому на государственном уровне уже сейчас необходимо наладить контроль над этим процессом. Тогда разбиваться будут меньше, а налогоплательщикам не придётся платить из своих карманов за поиски обломков очередного вертолёта.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах