Учёный-этнолог Григорий Базлов узнал, чем Лаос близок Твери
Папуасское племя Дани, бедуины Йемена, нубийские племена Судана и ещё десятки малых народностей объездил Григорий Базлов - тверской путешественник, учёный-этнолог. В то время как все мы смотрим мир в турпоездках, где для нас предусмотрены питание, проживание и экскурсии, Григорий со своими друзьями действуют в экспедициях исключительно на свой страх и риск.
В рамках проекта "Обратная сторона земли" он со своим друзьями, екатеринбуржцами Олегом Поповым и Алексеем Новосёловым, побывали в тех уголках земного шара, где встречаются неразгаданные загадки, останки древних цивилизаций, где люди живут первобытно-общинным строем. И теперь благодаря Григорию там знают, как звучит русская балалайка и что такое традиционная тверская борьба буза!
А ещё Григорий путешествует по России, где успел сделать немало научных открытий. "АиФ в Твери" уже писали о том, что на севере он обнаружил "Голубиную книгу" - древнерусскую поэму, высеченную на огромных каменных плитах.
Не так давно Григорий Базлов вернулся из далёкого Лаоса. Сегодня он - гость нашей редакции.
Легенды схожи
- Григорий, раскройте секрет: что за проект "Обратная сторона земли", который позволил вам увидеть настоящую, "неглянцевую" жизнь там, где практически не бывают иностранцы?
- Этот проект - наш собственный. В 2000 году мы с ребятами, с которыми уже дружили к тому времени лет десять, решили, что хотим серьёзно заняться военной антропологией - наукой о происхождении воинских культур. Самим поездить по африканским, австралийским, азиатским народам, где древние бои до сих пор практикуются, даже в первозданном виде. Сказано - сделано! С тех пор мы сами выбираем и разрабатываем маршруты, хлопочем о визах, ищем проводников и спонсоров. В итоге в проекте изучается не только военная антропология, но и жизнь, и быт разных народов.
- Почему вы на этот раз выбрали Лаос?
- Из-за долины, где стоят сотни огромных каменных кувшинов, неизвестно откуда взявшихся. Нигде в мире ничего подобного нет. Хранить в них зерно или вино смысла нет - слишком большие. Версия, что это были погребальные урны, также не подтвердилась - археологи не нашли следов захоронений. По местным преданиям, здесь когда-то жили великаны, которые исчезли, а кувшины остались. К сожалению, по долине особо не погуляешь - там много неразорвавшихся бомб, которые на Лаос сбрасывали американцы во время войны во Вьетнаме. До сих пор в стране от этого происходят взрывы, гибнут дети.
А ещё хотелось расспросить местных жителей про легенду о двух змеях, которые называются наги, живут в реке Меконг и символизируют добро и зло. Уж очень они перекликаются с русской народной сказкой об уже-кормильце, корни которой идут из России, в том числе из тверской земли, а также с преданием о правде и кривде, описанной в "Голубиной книге".
- Что же удалось выяснить?
- Что изображения нагов практически совпадают с наличниками на некоторых тверских избах, где изображены змеи точно такой же формы и композиции. Слева - одна, справа - другая, а посередине - человеческое сердце. И предания тоже очень похожи. У нас ужи-кормильцы, которые назывались мокашами, превращались в людей и приносили молоко. У лаосцев наги также могут превращаться в зверей, людей, летать и помогать людям.
Изображениями чёрной и белой змей в Лаосе оформлены дороги в храмы: человек как бы идёт к Богу между добром и злом. У нас же есть представление, что за правым плечом находится ангел, за левым - бес, поэтому есть примета плевать через левое плечо. По лаосским легендам, чёрная змея поглощала белую, а затем белая сквозь неё прорывалась. В славянских сказаниях повествуется о битве кривды с правдой, причём боролись они в виде змей, а также в виде волков.
Что это - некие общечеловеческие архетипы, представления о добре и зле? Или лаосские легенды когда-то были заимствованы у северных народов? Возможны оба эти варианта, но я склоняюсь ко второму. Буддизм ведь пришёл на территорию Лаоса из Индии как реформа индуизма и ведизма - древней веры арийских народов, а они принесли её с севера во 2-м тысячелетии до новой эры, фактически с той земли, где мы с вами сейчас живём. Исследования хромосом уже доказали, что генетически мы и народы северной Индии имеем общих предков по мужской Y-хромосоме. Мне хотелось увидеть, как это родство сохранено в мифах и символах.
Школа для слонов
- Лаос раньше называли "королевством миллиона слонов". А сейчас их тоже приручают для разных целей?
- Мне удалось побывать в клане махудов - потомственных воспитателей слонов. Они их воспитывают на протяжении 7 - 8 лет, после чего очень дорого продают. Как видите, слоновье образование длится очень долго, почти как у нас в школе! А обученные слоны ещё и сами воспитывают необученных.
Взаимопонимание махудов со слонами просто невероятное. По знаку руки слон упирается головой в землю, и ты залезаешь к нему на спину по хоботу, как по ступенькам. Слон сам поправляет тебе ноги, чтобы удобно было сидеть, аккуратно встаёт. Когда он выдёргивает из земли корень, то сам вытирает его о траву, чистит, кушает, выбрасывает мусор. Дрессированные слоны используются и в строительстве, и для прокладки дорог. Эти животные сами поднимают и укладывают брёвна, и человека со слоном запросто могут пригласить на работу, как у нас бульдозериста или экскаваторщика. Очень умные, симпатичные животные. Жаль, что сейчас их осталось мало, так как американцы во время войны щедро поливали джунгли ядом, взрывали, минировали, жгли напалмом. В общем, природу угробили основательно.
- А в чём-то ещё пересекаются Лаос и Россия?
- Во Вьентьяне, столице государства, мы попали на праздник, когда все поливают друг друга водой. По улице просто так не пройдёшь - будешь облит из окон домов, из автомобилей, прохожие обрызгают. Но климат жаркий, и одежда высыхает минут за 10. Весело, прямо как у нас на Ивана Купалу. Правда, фото- и видеокамеры приходилось беречь.
- А каковы особенности лаосской кухни?
- Там едят много всего чудного. С белок, крыс, собак и кошек сдирают шкуры, после чего их варят или жарят. Вид получается жуткий. Из лягушек делают шашлыки. Мальчишки ловят слепней и мух, толкут и делают из них соусы. Но самая популярная еда - это клейкий варёный рис. В стране есть традиция: по утрам монахи собирают милостыню, и жители выходят из своих домов и кладут им в ладони по комочку клейкого риса. А монахи за них молятся.
Балалайку любят везде
- Гостеприимны ли местные жители?
- Да, русских, как правило, очень любят. Правда, в некоторых племенах приходилось прибегать к тройному переводу, так как они не говорят даже на государственном языке лао, только на своём наречии. Переводили с русского на английский, потом на лао, потом на племенной. Но вот национального боевого искусства у них найти не удалось, лишь театрализованное фехтование с мечами, которое нам демонстрировалось в столице. Но зато лао в деревнях ходят в национальных костюмах с очень красивыми вышивками, берегут и знают свои традиции, чего о нас, к сожалению, не скажешь.
- А зачем вы возите с собой балалайку?
- В русской народной музыке есть что-то такое, что всегда находит отклик в сердцах самых разных народов! Сыграл на балалайке - и наладил контакт, да и самому хорошо. А мужчинам-воинам интересно посмотреть, что такое тверская традиционная борьба буза, направление русского рукопашного боя.
Очень обидно, что мы сами зачастую не знаем своего, родного. Всё это тщательно уничтожалось в годы советской власти, продолжает вытравливаться и сейчас. Нам навязываются какие угодно "модные" ценности, а нужно вместе с тем заниматься и возрождением народной культуры. Со своей стороны я делаю всё возможное, чтобы мы не забывали традиции тверской земли, и очень надеюсь, что эти усилия принесут свои плоды.
Досье
Григорий Базлов родился в 1970 году в Калининградской области, в семье военнослужащего. До 1983 года жил на Кольском полуострове, затем, когда отец демобилизовался, переехал в Тверь. Закончил исторический факультет Тверского государственного университета. Защитил диссертацию на тему "Артель кулачных бойцов-рукопашников по материалам северо-западной России" в Московском государственном университете. Имеет специальности: этнолог, антрополог, этнограф. На протяжении десяти лет преподавал в ТвГУ. Является президентом Центра традиционного русского боевого искусства. Женат, воспитывает троих сыновей.
Рецепт лаосской кухни:
В скорлупе сырого яйца проделывается дырка, оттуда выливаются белок и желток и смешиваются с колбасой, зеленью и т.д. Всё перемешивается, обратно заливается в скорлупу и затыкается листом салата. Варишь, а потом в дороге имеешь уже омлет в упаковке.