Примерное время чтения: 6 минут
88

По пути со звёздами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. Аргументы и факты - Тверь 22/12/2010

Проводница Надежда Мызникова знает многое о пристрастиях артистов

Проверить билеты, выдать бельё, принести чай-кофе - работу проводника едва ли можно назвать лёгкой, тем более что выполнять её приходится на ходу. Для кого-то это сущий кошмар, но для тверичанки Надежды Мызниковой - образ жизни. Даже с мужем она познакомилась в поезде, а трое из их четверых детей продолжают династию железнодорожников.

"Мне бы выдержку Гурченко"

- Если труд в радость - тогда это не работа вовсе, - смеётся Мызникова. - Я объехала все направления: Сочи, Анапа, Мурманск, Архангельск, Адлер, Кисловодск, Хельсинки... Тысячи людей встретила и проводила, и, кажется, каждого помню. Ведь в поезде кипит своя жизнь. Едут попутчики, разговорятся, и вот уже лучшие друзья или даже будущие муж и жена. Кто в гости зовёт, кто на крестины. А какие истории рассказывают - заслушаешься! Поезд - это ведь не просто так, в поезде судьбы вершатся! Я и мужа-то своего тут встретила, в вагоне! Он у нас начальником поезда был.

После работы на дальних направлениях Надежда стала проводницей знаменитой "Красной стрелы". Легендарный поезд курсировал между двумя столицами, и именно на нём большинство именитых звёзд добирались на гастроли из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Почти вся эстрадная элита и правительственные чины ездили в вагоне с Надеждой, и со многими из них проводница лично знакома.

- Помню, вагон у нас был настолько старый, что зимой туалет промерзал насквозь, а с крыши текла вода. Однажды зашёл туда Лион Измайлов, а вышел - весь мокрый, от холода дрожит, зуб на зуб не попадает, а сам всё шутки шутит. Чудной! Приходилось частенько ездить и с Людмилой Гурченко. А вот она, кстати, не очень разговорчивая. Закажет, бывало, чай без сахара, сидит тихонько, попивает. При этом ничего не ест. Совсем. Год назад удалось мне её уговорить купить хотя бы печенья к чаю. Через неделю она подошла, улыбнулась и говорит: "Мы ваше печенье дома ещё не доели".

Мне бы такую выдержку!

А однажды прямо на 31 декабря электричество в поезде пропало. Раздала пассажирам свечи и жду, когда люди возмущаться начнут. А они песню затянули! Когда на конечную приехали, меня ещё и за прекрасный вечер поблагодарили!

Большинство звёзд в дороге неприхотливые, признаётся проводница, поэтому с ними едва ли тяжелее, чем с обычными людьми. Но иногда приходилось и посуетиться. Людмила Зыкина, к примеру, всегда просила овсяную или гречневую кашу на воде. В меню ресторана такого блюда не предусмотрено, и повара для именитой артистки готовили индивидуально. Ну а как же, если звезда просит!

"На чай" не скупятся"

"Красная стрела", выезжая из Москвы, делала только одну остановку - в Бологом. Наши артисты на перроне любили покупать рыбу, раков и клюкву у местных бабулек. Жалко им местных старушек, вот и давали им "на чай" кто сотню лишнюю, а кто и тысячу. Те в ответ на такую щедрость расплывались в благодарной улыбке и желали звёздам счастливого пути.

- Ради таких моментов и работаю, - признаётся Надежда. - Ради общения, слова доброго, ради того, чтобы людям в пути приятно было. Ведь сейчас столько негатива вокруг, каждый в своей раковине живёт и чужих не пускает. А в поезде человек будто из скорлупы-то своей выбирается и весь как на ладони. Каждый интересен по-своему.

Хотя сама Надежда могла и не проводницей вовсе стать, а учительницей. Окончив сельскую школу, она с подругой отправилась в Санкт-Петербург, да обе провалились на экзаменах. А случайно увидев объявление о наборе проводников, тут же подали документы.

- Правда, на следующий год подруга моя поступила в институт, а мне до того понравилась работа, что, ни капли не сомневаясь, осталась. Ни разу не пожалела! - рассказывает Надежда.

"Душа дороги просит"

Надев выглаженную форму и фирменную беретку, Надя решила: судьба ей однозначно улыбнулась. Девушка получила возможность побывать во всех уголках необъятной страны и даже за границей, что в советское время мог позволить себе не каждый. Правда, ради этого Надежде предстояло неделями не ощущать почвы под ногами, но юную проводницу это не пугало. Так с тех пор и колесит по стране. Детей вырастила, женила, замуж повыдавала. Да вышло так, что даже зять Надеждин - и тот работник железной дороги, начальник поезда. В день крушения "Невского экспресса" он был в том самом составе и стал свидетелем трагедии.

- После того, как "Сапсан" пустили, нашу "Красную стрелу" отменили, и я на "Аврору" пересела. И в тот день, когда трагедия произошла, мы из Москвы выехали, а "Невский" за нами шёл. Разница в полтора часа была. Мы добрались, а они нет... В Питер приехали, там всё узнали. В ужасе были, ведь столько людей невинных погибло. Зять не пострадал, помогал людей вытаскивать. С тех пор, как только проезжаем это самое место, на душе неспокойно становится. А ещё в судьбу поверила. Вот Сергей Тарасов, бывший сенатор Санкт-Петербурга, он ведь постоянно с нами на "Авроре" ездил, никогда не садился на другой поезд. А в этот день почему-то сел на "Невский экспресс" и погиб... Иной раз дети историю эту припомнят, говорят: "Мам, бросай ты свою работу, на пенсии же, отдыхать пора!" А я два дня дома посижу - и всё, душа дороги просит! Всё-таки не работа это, а жизнь моя! И судьба.

Досье

Надежда Мызникова родилась 1955 году в Нелидовском районе, после школы поступила Санкт-Петербургское училище железнодорожного транспорта. С 1972 года работает проводницей на поездах. Ездила на "Красной стреле", "Невском экспрессе", "Авроре" и других легендарных поездах. Замужем, четверо детей и трое внуков.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах