Своё 75-летие парашютист Попов встретит очередным прыжком
Лихо вскочив на трап самолёта, Игорь Попов ждёт не дождётся, когда наконец пилот наберёт подходящую для прыжка высоту. А потом под куполом парашюта плавно маневрирует над городом. Ещё несколько секунд - и вот она, земля. Сколько этих счастливых моментов полёта было в жизни Игоря Владимировича, уже и не счесть. Ведь нашему герою совсем скоро юбилей: ни много ни мало 75 лет стукнет, большую часть которых он посвятил парашютному спорту.
"Небо - особая страсть"
- Он тоже будет прыгать? - парашютисты-новички с неподдельным интересом смотрят на необычного "коллегу". Тот ловко застёгивает парашют, надевает шлем, очки и нетерпеливо переминается с ноги на ногу, ожидая посадки в самолёт. Больше всего Игорь Попов не любит ждать, когда железная машина взметнётся под облака и выпустит своих пассажиров в свободное воздушное плавание.
- В небе он двадцатилетний, - смеются друзья. - Нам бы в свои тридцать так прыгать, как он! Может быть, вам он откроет свой секрет, как сохранить бодрость и энергию до седых висков.
- Люблю я это дело, вот и весь секрет, - отвечает Попов. - Бывает, еду с дачи, смотрю - прыгают парашютисты, и что-то ёкает в душе. Ноги так и идут на аэродром. Без неба уже не могу, это особая страсть!
Первый раз Игорь прыгнул в 16 лет. Этот день - 21 февраля 1954 года - до сих пор помнит, будто вчера было. Впервые оказавшись на высоте птичьего полёта, влюбился в это ощущение и пронёс это чувство сквозь годы.
Лететь вниз со скоростью 180 км в час, а то и больше, рискнёт не каждый. Такую скорость описать невозможно, её можно только почувствовать. Ведь даже не каждый автомобиль может так разогнаться. А здесь - парашют, и управлять им на такой скорости - настоящее искусство, овладеть которым Игорь Попов смог в аэропорту Змеёво. Именно здесь он совершил свой первый прыжок, освоил лётное дело и вырос не только до звания мастера парашютного спорта СССР, но и до летчика 1-го класса. На самолетах и планерах налетал почти четыре тысячи часов, а прыжков с парашютом на его счету - почти три тысячи. И кто бы мог подумать, что такого мастерства добьётся скромный паренёк, которого упорно не хотели брать в воздушный десант.
- Таких щупленьких вроде меня туда не брали, - смеётся Попов. - Меня два раза военкомат пытался направить в авиацию либо на флот, а я ни в какую: хочу в Воздушно-десантные, и точка. Для меня неделя на земле без прыжков - пытка. "Ну не берут туда сопляков", - разводил руками начальник призыва, хотя сам мою настойчивость приветствовал. Три месяца я сопротивлялся, но своего добился. Взяли меня в десантники.
Страсть к небу в армии только укрепилась. После службы Игорь решил сесть за штурвал самолёта и в этом деле тоже преуспел, получив звание "Лётчик 1-го класса". Не раз Попов поднимался на многометровую высоту, чтобы отправить таких же парашютистов, как он, в "воздушное плавание".
По приметам - дисциплиной
У парашютистов, как и у лётчиков, слово "последний" под запретом. Прыжок может быть только крайним или очередным. У людей, по-настоящему влюбленных в небо, есть свои приметы, которым они следуют.
- В число 13 я не верю, чёрных кошек на аэродроме не встретить, тут только собаки, - смеётся Попов. - Есть ребята, которые перед прыжком не фотографируются, но, по-моему, это ерунда. Зато существует одна очень важная примета. Если перед взлётом обнаружил отсутствие чего-то из амуниции, к примеру, забыл очки или высотомер, то прыжок отменяется. Возвращаться за вещами или прыгать без них нельзя! И этому следует большинство парашютистов.
Сам Игорь Владимирович ничего никогда не забывает, сказывается полувековой стаж. Даже взахлёб рассказывая мне о красотах неба, он буквально на ощупь пристёгивает свой парашют, готовясь к очередному прыжку. Правда, даже самого опытного парашютиста перед тем, как выпустить в небо, проверяют.
- А как же без этого? Обязательно убедятся, правильно ли пристегнулся, всё ли взял. Ведь с небом шутки плохи, тут на авось не надейся, не пронесёт. Поэтому у нас новички никогда не прыгают со сложными парашютами, а в основном - с десантными, которые раскрываются автоматически. В них даже за кольцо дёргать не надо. Для этого есть верёвка, одним концом прикрепленная к самолету, а другим - к парашюту. Так что новичкам остаётся лишь наслаждаться прыжком, не забывая при этом, что любой полёт заканчивается приземлением. А вот приземляться надо грамотно, чтобы не сломать и не вывихнуть ноги. Такие случаи тоже бывают, если не выполняются указания инструктора.
"Переломы? Это роскошь!"
Что касается переломов, то тут отдельная история. Друзья и знакомые увлечение Попова уважают, но не понимают. Ведь в его возрасте получить перелом очень опасно: кости срастаются долго.
- Я бы сказал, что для меня это - непозволительная роскошь, - смеётся Игорь Владимирович, - Разговоры об опасности - это для трусов. Если своё дело хорошо знаешь и любишь, удача никогда не отвернётся. Для меня гораздо хуже сидеть во дворе на скамейке без дела, вот это действительно трагедия. Дети мои и внуки к парашютному спорту относятся очень даже положительно. Сын с невесткой уже прыгали. Но я, конечно, никого не агитирую. Дело это надо душой полюбить и сердцем. Тогда в небе с парашютом будет так же легко и привычно, как и на земле.
Досье
Игорь Попов родился в 1936 году, по профессии инженер. Лётчик 1-го класса, мастер парашютного спорта. На счету Попова - около 3000 прыжков. Сейчас он на пенсии. Воспитывает двоих детей и пятерых внучат.