Тот самый Яшка

   
   

Василий Васильев о "Неуловимых" и... возрождении села

5 декабря еженедельник "Аргументы и Факты в Твери" вручил лучшим представителям Тверского края собственную премию "Легенды Верхневолжья". Одним из лауреатов в номинации "Человек-легенда" стал Василий Васильев, сыгравший знаменитого Яшку-цыгана в трилогии "Неуловимые мстители".

Сегодня Василию Фёдоровичу немного за 60, и он всё так же жизнерадостен, полон сил и энергии. Чёрные глаза, седовласые кудри и открытая душа - он, как и прежде, радует людей красивыми романсами и... мечтает возродить село.

Актёр одного кино

- Василий Фёдорович, не обидно ли вам, что вас ассоциируют исключительно с Яшкой-цыганом?

- Что вы! Этот персонаж - мой на все сто процентов. Сыграть такую духовно богатую роль - настоящее счастье. Этот герой воплотил в себе образ не только смелого, весёлого, задушевного друга, но и стал символом романтики и любви к свободе цыганского народа. Я и сам был этаким советским ковбоем: вырос в таборе, любил природу и справедливость. Ребёнком пас лошадей, зарабатывал этим деньги и отдавал их маме.

Мне очень повезло получить эту роль в 16 лет. Съёмки были невероятно интересными. Все трюки мы исполняли сами. В кино есть правило: артистам, не имеющим специальной подготовки, запрещено сниматься в опасных эпизодах. Но перед нами поставили цель - играть без дублёров. Тогда большая часть труппы начала активно заниматься спортом: конной ездой, стрельбой, плаванием, самбо, дзюдо. Защитив кандидатов в мастера спорта, мы смогли уже сниматься без дублёров. Фильм высоко оценили. "Неуловимые мстители" удостоили международной премии, картину раскупили 126 стран!

- После "Неуловимых мстителей" вам много раз предлагали сняться в других фильмах. Почему вы отказывали режиссёрам?

- Действительно, я получал множество предложений. Но если Яшка мне сразу лёг на душу, то другие герои были менее интересными. Я для себя решил: худшие по сравнению с "мстителями" роли не брать. Стал выступать с сольными концертами, я всё-таки певец, танцор, драматический актёр.

А сегодня уровень кинематографа ниже, чем в советские времена. Мы тогда серьёзнее относились к работе. Только на подготовку реквизитов для "Неуловимых" ушло полгода, а три серии снимали пять лет. А сейчас для сериалов делают каждый день по серии. Кино превратилось в коммерческий проект, о духовном воспитании не идёт и речи. Какое же это искусство, если оно не несёт людям свет Божий и правильные ценности?! Это хуже, чем самодеятельность!

Невесёлый романс

- За последние 20 лет традиции, которые несли цыгане, почти потерялись для страны. Есть "Цыганский двор" в Санкт-Петербурге, театр "Ромэн" в Москве и ещё несколько студий, но этого мало! Куда исчезает цыганская культура?

- Туда же, куда и вся российская. Цыгане - часть русского народа, а искусство - это отражение народных чаяний. Сегодня оно у нас слишком американизировано. Нам нужно возвращаться к своей самобытности, к вечным ценностям - любви, добру и милосердию. Это три кита, на которых держится мир, а мы про них часто забываем. Да и государство про сферу культуры вспоминает в последнюю очередь, на неё выделяют сущие копейки!

Вот разработали бы чиновники достойную программу социально-экономического и духовного развития нации, не пожалели денег на её реализацию и не разворовали их - глядишь, и была бы у нас сильная страна. Но для этого из власти надо выгнать хапуг и посадить в кресла глубоко верующих людей. Возможно, это утопия, но принимать какие-то меры надо.

Со своей стороны я делаю всё возможное, чтобы культура жила. В Твери мы основали семейный творческий коллектив "Эсмеральда". Но, увы, в Верхневолжье наш ансамбль - чуть ли ни единственный хранитель цыганской культуры. В семье мы также свято чтим традиции и воспитываем детей в духе христианских ценностей. Одно время знакомые с недоумением спрашивали, как это в нашу чисто цыганскую семью вошёл не цыган. Это они говорили про Александра - мужа Есении, моей старшей дочери. А я всегда отвечал, что Саша - очень хороший человек. И это главное. Рассказы о баронах, о невозможности цыган жениться на представителях другого этноса и т.д. - это всё пережитки прошлого.

- К цыганам отношение в обществе сегодня неоднозначное: их обвиняют в воровстве, торговле наркотиками и т.д. Это вина или трагедия цыганской нации?

- У преступников нации нет. Наркотиками, увы, сегодня торгуют многие, и не обязательно цыгане. Как христианин я осуждаю подобную деятельность - это богопротивное дело. Зарабатывать на несчастье других людей - великий грех. А как цыгану мне обидно, что многие представители нашего этноса порочат нас. Так что для цыган, которые этим занимаются - это вина, а для других представителей нашей нации - трагедия. Отчасти в неблагополучной социальной обстановке виновато само государство. Нужно принимать кардинальные меры по улучшению социальной политики.

Конь дороже золота

- В своё время на роль Яшки-цыгана вас взяли потому, что вы такой же революционер в душе, как и ваш герой. Против чего вы бунтуете сегодня?

- Проблем в обществе много. Мы, деятели цыганской культуры, сейчас зарегистрировали межрегиональный Союз цыган России. Будем с высокой трибуны говорить о необходимых мерах поддержки малого народа. Хотя на самом деле государственная помощь сегодня нужна не только цыганам, а всем россиянам. У нас почти недоступно хорошее образование, дефицит на рынке труда, загибающееся сельское хозяйство. Всё это надо возрождать, выводить на новый виток. Мне обидно, что мы живём в стране с такими колоссальными ресурсами, а народ прозябает в бедности.

Нам нужно поднимать именно русскую Россию - со всей сельскохозяйственной инфраструктурой, чтобы у нас были собственные продовольственные запасы. Разве это нормально, что в Верхневолжье столько полей и ферм, а в магазинах продаются импортная картошка и морковка? Надо строить новые деревни, и не покосившиеся домики, а хорошие коттеджи. Селяне - это люди труда, наши кормильцы. И они должны жить лучше, чем депутаты, а пока получается наоборот. Наши чиновники не служат людям, они просто правят.

- Пару лет назад вы говорили, что работаете над собственным проектом по созданию агротехнического парка в Тверской области. Эта задумка ещё жива?

- Конечно. Моя мечта - развить регион, привлечь сюда людей. К нам приезжают туристы, но что они видят: плохие дороги, брошенные поля и "потёмкинские" деревни? Я хочу, чтобы земля приносила пользу. В планах - открытие туристического комплекса с тематическими зонами: первобытно-общинный строй, славянский зал, детская территория и другие. Ещё я собираюсь создать агрокомплекс. Выращивать коров, свиней, кур и другую живность, перерабатывать продукцию животноводства. Продукты питания должны быть натуральными. Бизнес-план уже разработан, сейчас нашёл спонсоров, правда, за рубежом. Здесь в поддержке мне отказали, а банки не дают кредиты или предлагают такие высокие ставки, что все желание отбивают.

- У цыганского народа есть пословица: никогда не меняй коня на золото. Что это значит для вас?

- Это поговорка о дружбе. Нельзя предавать друга или продавать нечто ценное, человеческое, ради рубля. В приоритете должно быть духовное. Наше общество погрязло в заботах и проблемах. Я счастлив, что, гастролируя по стране, могу своим музыкальным творчеством отвлечь людей от повседневных забот. Хорошая песня лечит.

Досье:

Василий Васильев родился в новогоднюю ночь 1950 г. в лесу. В 16 лет утверждён на роль Яшки-цыгана в фильме Эдмонда Кеосаяна "Неуловимые мстители". Трилогия снималась с 1966 по 1971 год. Позже играл в театре "Ромэн", окончил студию драматического актёра и перешёл в Ленконцерт. В начале 90-х годов переехал из Санкт-Петербурга в Тверь. С 2006 года - генеральный директор и художественный руководитель ООО "Творческий и деловой дом". Женат, две дочери - Есения и Кристина.

Смотрите также: