Наводнениям способствуют вырубка леса и заиленность водоёмов
События на Дальнем Востоке ужаснули всю страну: от наводнения там пострадали более 50 тыс. человек, около двух тысяч остались без крова.
"Случившееся - не столько стихийное бедствие, сколько результат бездействия властей. И нам бы усвоить этот горький урок, ведь Тверской регион тоже рискует уйти под воду или превратиться в болото!" - считает Владимир ФЕДУЛИН, эксперт комитета по устойчивой энергетике Европейской Комиссии ООН. Какие чрезвычайные ситуации могут случиться в Тверском крае и как к ним нужно готовиться уже сейчас, он рассказал в интервью нашему еженедельнику.
Идём на дно
- Владимир Александрович, пострадавшим на Дальнем Востоке помогают всем миром. Верховье Волги, конечно, не пойма Амура, но водных акваторий у нас достаточно, чтобы затопить все кругом аж до Москвы. Какова вероятность развития такого сценария?
- Мы слышим в новостях, что таких осадков, которые привели к бедствию, на Дальнем Востоке не было лет 30. Выходит, когда-то они были?! Однако я не припомню в тех краях такого потопа и чтобы пострадало столько людей. Получается, раньше со стихией как-то справлялись и держали ситуацию под контролем, а сегодня - нет. Для той местности подтопления - такая же норма, как и для некоторых районов нашей области. Я имею в виду Осташков, Весьегонск, Белый, Западную Двину, Тур-гиново, Медное и другие. А значит, произойти такое запросто может и у нас.
- По-вашему, случившееся - это не столько удар стихии, сколько недоработка властей?
- Конечно! Давайте разберёмся в причинах наводнения. Первое - это, безусловно, осадки. Но это явление прогнозируемое, и оно было всегда. Истинная причина беды в другом: посмотрите, сколько у нас вырубается лесов! А ведь именно они для наводнения -сдерживающий фактор. Вы наверняка замечали, что весной снег с полей уже сошёл, а в лесах еще лежит. Деревья задерживают воду, копят её, а затем постепенно спускают. Почему "плавают" Германия, Англия, Чехия? Да потому, что они ещё в Средние века извели почти все леса. Массовая вырубка деревьев вдоль берегов одно время началась и в Китае, за что поплатился Хабаровск. Китайцы поняли свою ошибку, и сейчас в Поднебесной массово высаживают леса. В Тверской области обратная ситуация: лес исчезает, и мало кто занимается его восстановлением.
Ещё одна опасность - зарастание рек и озёр. Все мы помним прошлогоднюю трагедию в Крымске. Как оказалось, одной из причин наводнения там стало зарастание русла реки. В нашем регионе реки уже лет 20 никто не чистит. В некоторых местах Селигера толщина ила на дне достигает 12 - 15 метров, а на дне Московского моря разве что черти не завелись. Там полным-полно дохлой рыбы. Бедные несчастные наши олигархи, скупившие там дома!
Опасность представляют и плотины. Они ведь, как тромбы в человеческом организме: не пропускают воду. Поэтому, когда в наших краях выпадает большое количество осадков, некоторые районы "плавают". Во всем мире давно поняли этот риск, и плотины остались только на горных речках, где больше поток и есть наклон. Вы когда-нибудь слышали, чтобы в Астрахани было наводнение? И не будет, потому что там нет плотин.
Математика в помощь
- Выходит, природных бедствий можно избежать?
- Конечно. Пусть изменить всё сразу не получится, но сидеть сложа руки и ждать, когда нас накроет волна, тоже нельзя. Мы живём в век высоких технологий, и любую чрезвычайную ситуацию можно просчитать с помощью математики. С моим участием разработана информационная интеллектуальная система по мониторингу и предупреждению аварий на объектах ЖКХ. Применить её можно и для контроля за паводками. Для этого требуются немногое: прогнозы метеорологов и данные о состоянии наших водоёмов - степень заиленности, глубина и т.д. Уверен, что учёные тверских университетов с радостью провели бы такие исследования. Вся эта информация вносится в компьютер, и система выявляет слабые места. К примеру, покажет, что сильнее всего от воды пострадает Бельский район - с него и нужно начинать работы. Так, год за годом, убирая слабые места, мы сможем обезопасить себя от стихии. Кстати, на основе этой информационной интеллектуальной технологии была создана система экологической безопасности "Лентрансгаза" и озера Байкал. По сравнению с этим наши паводки - ерунда!
- Но это же колоссальные затраты, а бюджеты у нас, сами знаете, "дырявые"...
- С чего вы взяли, что это дорого? Сегодня мы с коллегами разрабатываем похожую систему по мониторингу и предупреждению аварий на системах теплоснабжения одного из городов Московской области. Обойдётся им это в 300 тыс. рублей. Разве для города это деньги? Даже если отойти от компьютерных разработок, можно элементарно вычистить русла рек. Раньше ведь этим занимались, а денег в бюджете всегда было в обрез! К делу подходили с умом: чистили русла и заодно добывали песок, а из ила
делали удобрения. В Осташкове в 30-х годах работал завод, где производили топливо из сапропеля - отложений со дна озера. Просто у власти тогда были другие люди.
- Видимо, сегодня эмчээсники с лодками обходятся дешевле, чем профилактика наводнений...
- У них есть лодки, только чтобы себя покатать. Единственное, что они могут сделать во время паводка, это приехать в затопленный район и потихоньку вывезти пострадавших на сушу. Причина всех бед ведь ещё и в том, что люди поселились в местах, не пригодных для жизни, - слишком близко к берегам. То же самое, кстати, на Амуре и в Крымске. Возникает вопрос: кто разрешил строить дома в заведомо опасных зонах? В том же Жарковском районе более 50% территории - болота, это больше, чем во всей Прибалтике! И что там ни делай, последствий паводка не избежать. Поэтому из тех мест, где наводнения серьёзные, людей нужно попросту переселять. А там, где ещё терпимо, обеспечивать население лодками, продуктами и связью во время бедствий за государственный счёт.
- Вернёмся к Дальнему Востоку. После случившегося над ним нависла угроза сибирской язвы - поплыли скотомогильники. В Тверской области их тоже сотни. Получается, и мы не защищены от заразы?
- Сегодня за скотомогильниками строго следят, претензий к СЭС нет. И, если нас затопит, люди в защитных костюмах не допустят распространения болезни. Но беда в том, что местонахождение порядка 30% скотомогильников в нашем регионе неизвестно. Сибирская язва живет тысячу лет, и где наши предки прятали захо-
ронения животных, никто не знает. Поэтому все мы ходим по минному полю.
- Каких ещё стихийных бедствий нам стоит опасаться?
- Каких угодно. Говорят, у нас не может быть смерча. Но не тут-то было. В 80-х годах сильный смерч в Калязинском районе стёр с лица земли деревню в 20 домов, от них только печки остались. Сельский магазинчик тогда закрутило и выкинуло в пруд. Мужики ещё неделю там водку вылавливали. Опять же, откуда взялся смерч? Всё это - вина человека. Где есть лес, там нет смерча. Почему Америку постоянно закручивает в ряде штатов? Да потому что там нет лесов.
Власть проспала
- В Интернете Тверь давно окрестили "городом чрезвычайной ситуации". Что ни случись, то ступор. Вопрос к вам как к бывшему чиновнику: областная столица всегда была такой беспомощной?
- Нет. Создается впечатление, что сегодняшняя власть не хочет ничего делать и решать. Посмотрите хотя бы на ливнёвки: после каждого даже небольшого дождя Тверь "плавает". Чиновники объясняют это тем, что ливневая канализация - удовольствие дорогое. А вы видели готовые расчёты, что и сколько будет стоить? Лично я - нет. Я согласен, что построить новую ливнёвку дорого, но прочистить существующую -элементарно.
- Все мы помним прошлую ужасную зиму: Тверь завалило снегом, и власти объявили чрезвычайную ситуацию. Но в городе не было ни военных, которые помогли бы убрать завалы, ни техники, которая работала бы днём и ночью. Что нам делать в случае нового коллапса и как на него обязаны реагировать власти?
- Чиновники должны работать, а не трубить о ЧС. Что чрезвычайного случилось в Твери этой зимой? Просто снега выпало больше, чем обычно. Есть же у нас газовые аварийные службы и прочие, а почему нет круглосуточного дежурства по уборке города? Коммуналка должна работать, как МЧС, без выходных и права на сон. Нужно было, как только начался снегопад, все машины отправить на уборку снега. Почему этого не сделали? Потому что техника работала в Москве? Естественно, твери-чане утром проснулись и ахнули: город завален, ни пройти, ни проехать. Когда я работал в отрасли ЖКХ, начальство выходило на работу ночью и поднимали всех на уши, и так было во все времена. У руководителя в голове должен быть чёткий план действий, и он должен организовать труд своих подчинённых. Работать нужно на совесть, тогда не будет никаких чрезвычайных ситуаций.