Этой осенью в Твери началась новая эра хоккея: в городе спустя два года вновь появилась профессиональная команда. Создал её столичный клуб «Динамо».
Зачем москвичи приехали в Тверь, ждать ли нам новых Ковальчуков и как отразится на спортсменах показательная порка футболистов Кокорина и Мамаева, рассказал тренер команды Высшей хоккейной лиги «Динамо» (Тверь) Андрей Заболотнев.
Минус три кило за игру
Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Андрей, много лет горожане болели за «Тверской хоккейный клуб», который пару лет назад вынужден был уйти с арены. Это стало большим ударом для любителей спорта. «Динамо» вернуло в город профессиональный хоккей. Насколько тяжело завоевать любовь трибун?
Андрей Заболотнев: Люди приходят на хоккей за эмоциями. Когда мы выигрываем, кричат: «Молодцы!» Если же идут неудачи, как только не реагируют. Конечно, хотелось бы и при проигрышах чувствовать поддержку, но я понимаю, что любовь болельщиков завоёвывают только победами. Что ж, будем стараться. Становление команды ещё идёт. Некоторые ребята не имеют опыта уровня Высшей хоккейной лиги, не все привыкли к жёсткой силовой борьбе. Однако перед нами стоит задача – побеждать в каждом матче и выходить в плей-офф. Каждая игра – это маленькая война. Мы должны сражаться на льду все два часа, отдавая себя без остатка.
– Много ли в команде игроков из Твери?
– Трое. Иван Иванов, Антон Васильев и Максим Озеров. Хорошие парни, воспитанники тверской хоккейной школы. Вообще, Тверь – город, с которым у «Динамо» давние взаимоотношения. Несколько лет назад Дворец спорта «Юбилейный» уже был домом для команд системы «Динамо», которые здесь базировались. Я сам какое-то время выступал в Твери.
Сейчас мы – фарм-клуб (резервный для основного клуба – прим. ред.) команды Континентальной хоккейной лиги. Берём людей на перспективу и стараемся вырастить игроков высокого класса.
– Команда и тренерский штаб живут в гостинице «Волга». Почему бы не разрешить игрокам снимать квартиры?
– У нас команда молодая, семейных мало. А молодёжи лучше жить в одном месте – под контролем. Так дисциплины больше: подъём, тренировки, отбой – в одно время собрались, погрузились в автобус, без опозданий и ожиданий. Да и в бытовом плане удобнее: номера убирают, не нужно думать о питании. Правда, в гостинице мы только завтракаем. Обедаем и ужинаем на арене, меню разрабатывает наш доктор. Хоккеисты теряют за игру до трёх килограммов, поэтому еда должна быть калорийной. В день игры, например, ребята едят быстрые углеводы: суп-лапшу, макароны, курицу, салат и банан.
– Команда молодая, неженатых много…Отношения с девушками мешают в спорте или, напротив, окрыляют?
– Тут уж у кого как. Но всё же в нашем деле в первую очередь внимание должно уделяться хоккею, на остальное – как хватит времени. В конце концов, есть выходные, когда можно пообщаться с девушками, сходить в кино или почитать книгу. Да-да, я не оговорился – спортсмены читают. Большое заблуждение думать, что это не так. Наши парни – вполне образованные молодые люди. Другое дело, что свободного времени мало, а выходных иногда не бывает по десять дней. Но это спорт, мы сами выбрали такую профессию.
Звёзд не хватаем?
– Сегодня родителям из регионов нужно отправлять ребёнка в Москву или Санкт-Петербург, чтобы вывести его на новый уровень. Как Вы оцениваете условия для тренировок в Твери?
– Здесь есть спортивные школы, сильные тренеры, ледовые площадки, молодёжная команда «Тверичи». Это хорошие условия для старта. Примерно до 12 лет ребёнок должен расти в комфорте и с удовольствием ходить на тренировки в родном городе. Потом можно уже думать, куда идти дальше. При серьёзных клубах есть спортивные интернаты, где дети живут без родителей. Но к этому ребёнка надо подготовить. Пусть мальчик сначала достигнет определённого уровня здесь, а потом за ним сами придут. Не спешите гнаться за именитыми клубами. Это не гарантирует, что сына возьмут в основной состав и он будет играть. Появление профессионального клуба в Твери – дополнительная мотивация для детей, куда им стремиться. Да и мы, тренеры, следим за местными юниорами, они у нас всегда на виду.
– Ковальчук, Денисов, Кокарев, Рясенский, Кутузов, Любимов – Тверь подарила стране замечательных хоккеистов. Ждать ли ещё звёзд?
– Есть много хороших ребят, но кто из них «выстрелит», непонятно. Формула успеха: 10% – талант, 90 % – усилия. Если юноша поставил цель, к ней нужно идти через все препятствия. Илья Ковальчук, к примеру, всегда так делал.
– Поддержка должна быть на уровне спортшкол. Возможно, талантливым детям стоит помогать даже с приобретением формы. Сегодня отечественной экипировки нет, а заграничная обходится очень дорого. Безусловно, есть и более затратные виды спорта. Но хоккей у нас – чуть ли не спорт номер один. Вспомните, как в прошлом году вся страна встала в семь утра, чтобы посмотреть, как российская сборная билась за золото Олимпиады.
На льду – миллионы
– О зарплатах футболистов и хоккеистов ходят легенды – миллионы евро! Но реально ли получать большие деньги, не будучи Овечкиным или тем же Ковальчуком?
– Когда маленький мальчик приходит в спортшколу, он не думает о будущих заработках. Играет, потому что ему это нравится. О деньгах, скорее, думают его родители. Но в 13–14 лет и подростки начинают понимать, что могут стать профессионалами и хорошо обеспечить себя в дальнейшем. Как этого добиться? Только через тяжёлый труд. Что касается зарплат хоккеистов, наш вид спорта – жёсткий и травмоопасный, поэтому оплачиваться должен достойно. Кроме того, у хоккеиста карьера продолжается до 35–36 лет. Дальше одни идут в бизнес, другие в тренеры, а кто-то не находит себя. Поэтому за игровую карьеру нужно успеть заработать хорошие деньги – спорту ты посвящаешь жизнь.
– То, что случилась с этими футболистами, может произойти с каждым, хоть с рабочим на заводе. Просто спортсмены – публичные люди. Если обычный человек оступится, большинство и не заметит. Известный же всегда в фокусе внимания. Конечно, такое поведение недопустимо. Но, с другой стороны, каждый имеет право на ошибку, надо уметь прощать. А ребят жалко. Они попали в ситуацию, из которой было тяжело выпутаться. Их, отдавших всю жизнь футболу, чуть было не лишили самого главного. Да, они пострадали из-за своей глупости, но и их наказание отчасти стало показательной поркой.
Тренер – психолог
– Спорт – неблагодарное дело: выигрываешь – молодец, проигрываешь – перечеркнут все твои заслуги. Что позволяет не опускать руки?
– Если переживать каждый проигрыш, на сезон не хватит ни сил, ни эмоций. Надо уметь переключаться. Случилось поражение – разобрали, вынесли урок и настроились на следующую игру. Отвлекаться от работы помогают семья, дети, книги. Всё как у всех.
– Вы строгий тренер?
– Да. Отношения с командой стараюсь строить на доверии и уважении. Я не кричу, но тихим голосом могу сказать очень строго.
– Каким должен быть наставник команды?
– Любящим свою работу. Помимо игры в команде происходит много всего: мы целый год живём как семья, решаем в том числе и бытовые вопросы. Тренер должен быть хорошим психологом, выполнять своё дело на «отлично», а главное – оставаться человеком в любой ситуации.