Государство больше не финансирует профессиональные спортивные клубы. Владимир Путин рекомендовал с этого года вкладывать бюджетные деньги в развитие массового спорта, в том числе детского. Футболистам и хоккеистам из числа «профессионалов» предстоит искать деньги на стороне.
Мимо ворот
Первый тревожный звоночек от хоккеистов поступил в начале осени, когда Тверской хоккейный клуб попал в сложную финансовую ситуацию. Он жил на субсидии из бюджетов области и города, спонсорские средства и выручку от продажи билетов. Однако не все партнёры выполнили свои обязательства, и у клуба возникли долги. Зарплату спортсменам не платили несколько месяцев. В ноябре стало известно, что в 2017 году команда останется ещё и без господдержки. Она была основным источником её дохода. Это, ни много ни мало, - 90 млн руб. в год! Без денег не получится играть в Высшей хоккейной лиге, где тверские ребята всегда выступают успешно. В прошлом сезоне они даже стали лучшими в стране. Клуб оказался на грани закрытия. Из команды ушли несколько ведущих игроков. Наготове сложить клюшки были и другие.
В Тверской области - лишь два профессиональных клуба. Второй - футбольная «Волга». Из казны она получала около 30 млн руб. в год. Теперь команде тоже нужно искать другие источники. «Профессиональный спорт - это локомотив для массового и детско-юношеского. Чем выше успех команды, тем больше ребят хотят прийти именно в этот вид, - считает Станислав Савенков, президент футбольного клуба «Волга». - В 2015 году у нас был удачный сезон: мы хорошо шли в турнирной таблице, почти на равных сыграли с «Зенитом». Был такой подъём, что сразу выросло число детей, желающих играть в футбол! Без высоких достижений мы будем, словно всадники без головы».
Тревогу бьют не только в Верхневолжье: на грани закрытия - команды из Краснодара, Самары и Тулы. Что значит отсутствие денег, наши спортсмены знают не понаслышке. За последние десять лет «смертный приговор» в регионе получили футбольные клубы «БСК» и «Волочанин-Ратмир», баскетбольные - «Тверичанка-2000» и «КАМиТ-Университет», волейбольный клуб «Тверь».
У государства - своя правда. По словам президента России, Олимпиада в Рио показала, что наши сборные хронически отстают по одиннадцати видам спорта. Ещё в семи видах россиян даже не отобрали на Игры. Если вспомнить, так и от Тверской области в Бразилию поехали только гребец Илья Первухин и прыгунья Дарья Клишина. Где же остальные спортсмены? Чтобы их готовить, не хватает элементарных условий. Тверь - единственный областной город, где нет стадиона для лёгкой атлетики. У юных гимнасток много лет нет собственной базы: они вынуждены «скакать» по залам двенадцати школ. Секции по плаванию стали дорогим удовольствием. Как растить чемпионов?!
Перемены
В этом году ожидаются перемены. В регионе построят несколько мини-полей для футбола, начнут реконструировать стадион «Химик» и строить новую гребную базу. «Нам нужны спортивные школы, залы, стадионы, футбольные поля, доступные для каждого ребёнка. Сейчас таких условий нет, многие секции стали платными. Именно эту проблему нужно решать в первую очередь, - уверен Юрий Кириллов, заслуженный тренер России, первый тренер Дарьи Клишиной. - В профессиональный спорт люди приходят не со стороны, а из детства. Если уж расставлять приоритеты для финансирования, подумайте, что важнее. Разве не дети?! Не их здоровье?!»
Выход чиновники предлагают один: профессионалы должны зарабатывать сами или искать спонсоров. «Чтобы бизнес вкладывался в спорт, он должен иметь какую-то выгоду. Пока же государство не предлагает меценатам никаких льгот, только бумажную волокиту, - говорит Николай Горшков, экс-президент баскетбольного клуба «КАМиТ-Университет». - Да и нет в нашем регионе крупных предпринимателей, которые бы в одиночку потянули команду. Знаю об этом не понаслышке. Без господдержки, которая составляла 70% от клубного бюджета, наша команда выжить не смогла».
Прав каждый по-своему. Хочется верить, что власть, спорт и бизнес сумеют прийти к компромиссу. Иначе талантливые ребята из глубинки разъедутся по богатым командам, в которые вкладывают деньги олигархи.