«У нас много чего есть, но родители были счастливее», - так сегодняшние студенты оценивают свою жизнь. За последние 30 лет изменилось буквально всё. Мы живём в другой стране, в ином обществе», - говорит Валерий Михайлов, заведующий кафедрой социологии Тверского государственного университета.
18 марта состоялись выборы Президента России. Страна намечает новые пути развития. А чего хотят её жители? О современных людях, их желаниях и разнице поколений профессор рассказал корреспонденту «АиФ в Твери».
Устали от обещаний
Екатерина Евсеева, «АиФ в Твери»: Валерий Алексеевич, в последние годы в регионах отмечается низкая политическая активность. Осенью в Максатихе голосовать за местных депутатов пришли лишь 10% избирателей. Почему люди не хотят участвовать в выборах?
Валерий Михайлов: Есть президентские выборы, где явка всегда высокая, и местные, которые действительно мало кто жалует. Обычные отговорки людей: «Моё участие ничего не изменит: зачем тогда ходить?», «Во власти сидят чиновники, которые всё решат без нас», «Мне это неинтересно», «Какие выборы, когда я работу не могу найти?!» и прочее. Проблему можно попытаться решить за счёт молодёжи, которая традиционно мало участвует в местных выборах. В стране около 25 миллионов молодых людей, имеющих право голоса: почти четверть от общего числа избирателей. Чтобы повысить активность юношей и девушек, сейчас в стране проводят форумы, общественные движения и прочие «завлекалочки». Но пока депутаты, которые побеждают на выборах, не начнут исполнять свои обещания, ситуация вряд ли изменится.
- Что именно волнует тверичан?
- Наших земляков, как и жителей всей страны, больше всего беспокоят маленькие зарплаты и низкий уровень жизни, состояние здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства. Эти проблемы не новы, они заботят население уже третий десяток лет. Правда, если в 90-х годах люди больше волновались из-за задержек зарплаты, то сейчас переживают за её мизерность. В начале 2014 года, когда грянул очередной кризис, остро стоял вопрос роста цен. Сегодня он немного отодвинулся на задний план. Люди свыклись, а может, научились экономить. У каждой категории граждан - свои проблемы. Пожилых больше тревожит недоступность медицины, высокие цены на лекарства и кризис морали, молодёжь - трудоустройство и наркомания.
Учатся у внуков
- Старшее поколение любит говорить, что в Советском Союзе жить было лучше, чем сейчас. А как считаете вы?
- Каждое поколение по-своему счастливо и несчастливо. Рассказы про то, что «раньше и хлеб был слаще, и трава была зеленее», были всегда. Начиная с глубокой древности, старшее поколение неизменно уверяет, что в годы их молодости всё было лучше. Люди, которые жили в советские годы, про безработицу не слышали, в обществе было равенство. Они вспоминают, как им давали квартиры, предоставляли социальные гарантии. Работой обеспечивали всех - вспомните, сколько заводов было в Калинине! Хотя и минусов в те годы было много.
- Молодёжь часто слышит в свой адрес упрёки о «потерянном» поколении, об утрате ценностей. Так в чём мы потеряны-то?
- Вообще-то, понятие «потерянное поколение» относится к тем, кто вернулся с войны, но не смог адаптироваться к мирной жизни, кто спивался, сходил с ума и т.д. Так что нынешнюю молодёжь я точно не назову потерянной. Что касается взглядов современных юношей и девушек, приведу слова своих студентов, которые участвовали в опросе про ценности молодого и старшего поколений. Например, Ксения, 19 лет, написала: «У нас идеалы разные. Мы - избалованные, они бережно относятся к деньгам. Мы - ленивые, они - трудолюбивые. Мы не зависим от общественного мнения, они обращают внимание на чужие слова. Мы - новаторы, они - консерваторы. Мы по большей части выставляем отношения напоказ, они берегут святость семьи, личной жизни». Студенты также отмечали свою свободу, стремление уехать за границу, сделать карьеру. Признавали, что у них много возможностей, но зачастую нет желания. Многие подметили, что всегда хотят чего-то большего, чем имеют, и живут в этой иллюзии. Конечно, молодёжь слишком критична в подобных своих суждениях. Но если в нашем обществе действительно победит культ денег, нам нечего будет предложить миру. Останется жить всепоглощающим стремлением к обогащению.
Есть идея? Нет условий!
- Так, значит, растёт поколение карьеристов и бизнесменов? Как менялся со временем образ успешного человека?
- Новая эпоха всегда рождает своих героев. В советские годы дети мечтали быть космонавтами, новыми «Гагариными», или знаменитыми актёрами; в 90-е крутым считалось быть рэкетиром или крупным собственником. Сейчас в почёте банкиры и чиновники. Конкурс на направление государственной службы в Тверском госуниверситете один из самых высоких: каждый год набирается по несколько групп. При этом интерес к предпринимательству за четверть века особо не вырос. Так, своё дело хотят открыть 34% граждан, в 1991 году таковых было 29%. Но реальные шаги в этом направлении делает лишь половина из этих желающих. Ну, а открывают дело вовсе только три процента! Это не только в Тверской области. Такая ситуация во всей стране.
- Почему так?
- Наверное, нет достойных условий для предпринимательства. В Европе на малый бизнес приходится половина объёма валового внутреннего продукта, у нас - лишь 20%. Причин много: высокие налоги, большой процент по кредитам, строгий контроль, слабая правовая защищённость предпринимателей, недостаточная государственная поддержка.
В сети иллюзий
- Современное общество зависимо от социальных сетей. Жизнь проходит в интернете. Это нормально?
- Социальные сети очень расширили возможности общения. Они полезны в поиске информации, работы, досуга. Подросткам общение в интернете помогает осознать собственную нужность. Но всё хорошо в меру. Увлечение соцсетями ослабляет способность к критическому мышлению. Отсюда риск попасть под влияние негативных групп, например, тех же «синих китов», которые толкают детей к самоубийствам.
Нам всем не хватает настоящих эмоций, а не смайликов. Став прогрессом для человечества, социальные сети приводят к регрессу каждого отдельного человека.
Поведение в соцсетях чаще всего контрастирует с образом жизни, который человек ведёт на самом деле. Пользователи не рассказывают о реальных проблемах, а создают свой идеализированный облик. Вот я на море, вот в красивом костюме, вот мне вручили дорогой подарок и т.д. Выкладывают лучшие моменты, своё представление об идеальной жизни, но вовсе не то, что окружает их каждый день. Такой обман себя и окружающих, наигранное совершенство… Дети, лишённые живого общения, не знают, как построить реальные дружеские отношения. Нам всем не хватает настоящих эмоций, а не смайликов. Став прогрессом для человечества, социальные сети приводят к регрессу каждого отдельного человека. Время, которое потрачено на интернет, никто не вернёт назад.