«Театр не место для политики. Но отражать реальность он должен», – говорит актёр Тверского театра юного зрителя, а теперь ещё и заслуженный артист России Андрей Иванов.
В последние годы тверские постановки – частые гости в списках номинантов на престижную российскую премию «Золотая маска». Под занавес Года театра мы подвели с Андреем Ивановым итоги культурной жизни Твери, поговорили о миссии искусства и одиночестве современного человека.
«Если стоишь, сядь»
Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Для Тверской области Год театра заканчивается радостно: на одного заслуженного артиста России стало больше. Долго шли к этому званию?
Андрей Иванов: Не могу сказать, что я специально к этому шёл. Просто трудился: играл спектакли, работал над ролями, снимался в кино. Администрация нашего театра несколько раз подавала необходимые документы на присвоение этого звания в вышестоящие организации по культуре в Тверской области и в Москве. На каких-то этапах получали отказ. Директор Александр Бахарев расстраивался, вызывал меня к себе и говорил: «Ну вот, опять отфутболили». Я махал рукой, а он парировал: «Нет, будем биться». В последние годы система получения звания ужесточилась. На мой взгляд, это правильно. Потому что было время, когда звание обесценилось, его было легко получить. Сейчас уровень и значимость этой награды пытаются поднять.
– Как узнали, что всё-таки стали заслуженным артистом?
– Мне позвонил директор и сказал: «Если стоишь, сядь». Он, конечно, умеет создать интригу. Выдержав паузу, Александр Витальевич сообщил, что мы победили. Многие звонили, поздравляли, даже те, кто не имеет отношения к театру. Эта награда – не только моя заслуга, но и отчасти моих коллег, с которыми я ежедневно выхожу на сцену. Без них, возможно, признания бы и не было. У нас замечательный театр, есть возможность работать с разными интересными режиссёрами. Когда к нам приезжают критики, они всегда отмечают, что в театре очень сильная труппа, разновозрастная, разноплановая и талантливая.
– В футболе команды празднуют чемпионство, подбрасывая тренера вверх. У военных традиция – обмывать звёздочки на погонах. Как актёры отмечают важные победы?
– Коллеги меня тоже интересно поздравили. После спектакля «Король Лир», когда мы выходили на поклон, наш замечательный молодой артист Лёшка Пучков остановил аплодисменты и исполнил в мою честь песню, которую сам сочинил. Потом коллеги подхватили меня на руки и несколько раз подкинули вверх. Всё на глазах у зала. Такой творческий подарок стал для меня приятной неожиданностью.
Внутри – пустота
– Вы работаете в театре четверть века. Как за это время менялся зритель?
– Он стал более разборчивым и внимательным, желающим что-то увидеть и услышать. В конце 90-х – начале 2000-х людей в театры приходилось загонять. От публики, даже от юной, чувствовалось озлобление. Сегодня люди стали культурнее. Не может не радовать желание посещать семьями музеи, театры. Это победа всего общества. Вспомните, ещё лет десять назад, прогуливаясь по улицам, мы почти на каждом углу встречали людей, сидящих на лавочках с пивом. Сейчас такого практически нет. Жизнь стала многограннее, интереснее.
– Три года назад ошеломительный успех имел спектакль «Пустота», за главную роль в котором вас номинировали на «Золотую маску». Постановка о буднях и ценностях офисных работников до сих пор собирает залы. Почему эта тема так задевает и долго ли она ещё будет актуальна?
– В пьесе затронуты вопросы, близкие почти каждому современному человеку. Цена успеха, гонка за карьерой, жизненный тупик, измены и т.д. Мы стараемся говорить со зрителем о том, куда движется современное общество. Сегодня произошла подмена: личное общение заменяем общением в соцсетях, где даже не видим лица собеседника. Выкладываем фотографии, живём напоказ: у кого какая машина, еда и т.д. Конкуренция в соцсетях делает человека несчастным. Но вырваться из повседневной суеты мы боимся, потому что так удобнее. Пустота возникает периодически почти у каждого: у одних от пересыщения, у других, напротив, оттого что не могут что-либо получить. Думаю, эта тема ещё долго будет актуальна. Хотя в последнее время заметны изменения. Многие сегодня уезжают из столицы, подальше от суеты и гонки за дорогой жизнью. Потому что понимают, что не всё измеряется деньгами.
– В тверских театрах много спектаклей по классической литературе: «Чайка», «Ревизор», «Тартюф» и другие. Но ни глупости, ни жестокости, ни коррупции – всего, что высмеивает классика – меньше не становится. Способно ли искусство менять человека?
– Искусство и не должно никого кардинально менять. Но посеять в человеке что-то светлое и доброе, что в какой-то момент даст свои плоды, может. Как бы пафосно это ни звучало.
Политику – за кулисы
– С одной стороны, искусство должно говорить о возвышенном. С другой – всё чаще люди творчества оказываются втянутыми в политические конфликты. Достаточно вспомнить нашумевшую историю с актёром Павлом Устиновым, которого задержали на московском митинге. Не вступись за него коллеги, возможно, молодого человека отправили бы в колонию. Должна ли политика проникать в искусство?
– Я в соцсетях тоже поддерживал Устинова, которого хотели осудить за то, что он якобы толкнул сотрудника Росгвардии. Не сделать этого я не мог, потому что, на мой взгляд, была совершенно несправедливая ситуация. При этом я не сторонник акций и пикетов. Знаю, что были случаи в некоторых театрах страны, когда актёры со сцены комментировали случившуюся ситуацию, к чему-либо призывали зрителей. Это не совсем правильно. У людей театра есть возможность высказываться посредством спектаклей, ролей, доносить через них основные мысли. Да, на сцене должны быть остросоциальные постановки, отражающие реальность. В том числе для этого театр и существует. Но он не может быть местом для политики. Не нужно ещё больше озлоблять людей. Надо их объединять.
– Кирилл Серебренников, Иван Голунов, Павел Устинов – столько дел прогремело за последнее время! Уже шутят, чей год будет следующим. Не страшно браться за острые темы?
– Вы о цензуре? Да вроде мы с ней ещё не сталкивались. Злободневные темы поднимаем по-прежнему. К счастью, тотального запрета нет, возможность высказываться есть. Такого, как в 60–70-е годы, когда снимали спектакли, сейчас нет. И надеюсь, не будет.
– На сцене вы разыгрываете разные сюжеты, импровизируете, вершите судьбы. А если бы в реальной жизни появилась возможность что-либо изменить, что бы предприняли?
– Беда современного общества – одиночество. Люди уходят в себя, зацикливаются на своих проблемах. Именно поэтому, возвращаясь к вышесказанному, ещё одна важная задача театра и всего искусства – объединить людей, заставить их посмотреть друг на друга. Сочувствие, сострадание, сопереживание – качеств с приставкой «со» нам сегодня не хватает. А они очень нужны.
Уходят глыбы
– За последний год из российского кинематографа и театра ушло много достойных людей: не стало Станислава Говорухина, Олега Табакова, Николая Караченцова… Будет ли им смена?
– Я часто думаю о том, какие глыбы ушли. Невосполнимые потери! Их поколение воспитывалось в особой среде: с одной стороны, послевоенный подъём, с другой – развитие диссидентских течений. Сформировавшиеся в то время советские деятели искусства построили кино и театр нового качества. Конечно, это жизнь, все уходят. Проблема в другом: будем ли мы помнить наследие, что они оставили после себя? Вот что меня печалит. Спросите сегодня молодого человека лет 18–20, кто такой Олег Янковский. Уверен, что ответят единицы, хотя легендарного актёра не стало лишь около десяти лет назад.
Всё же кино и театр развиваются, есть замечательные артисты и режиссёры. Если они станут первыми в своём жанре, привнесут что-то новое, как это сделали их предшественники, думаю, они смогут стать достойной сменой. Но полностью мэтров, которых вы назвали,
не заменить.