Десятки журавлей подхватывают солдата и поднимают его к облакам. Ровно через год, к 75-летию Великой Победы, такая скульптура появится на холме у деревни Хорошево Ржевского района, где в годы войны шли жесточайшие сражения. С поля боя не вернулись сотни тысяч человек.
Мемориал станет одним из самых грандиозных военных памятников. Он не уступит по величию монументу советскому воину в Берлине и «Родине-матери» в Волгограде. Авторы монумента – молодая команда: скульптор Андрей Коробцов и архитектор Константин Фомин. В канун 9 Мая «АиФ Тверь» поговорил с Константином о памяти и искусстве, которое служит народу.
Заглянуть в душу
Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Константин, как продвигается работа по созданию мемориала?
Константин Фомин: Творческий процесс в нашей мастерской в Москве кипит. Скульптура разделена на три части, лепка идёт уже пять месяцев. Трудятся 40–50 специалистов одновременно. Всё-таки предстоит осилить такой масштаб – 25 метров в высоту! На лепку уйдёт ещё примерно полгода.
Параллельно проводится государственная экспертиза. Она нужна, чтобы получить разрешение на строительство у деревни Хорошево Ржевского района. Там уже начинаются грунтовые, фундаментные работы. Сделать нужно многое: создать мемориальный комплекс с павильоном-музеем, где можно будет послушать лекции, посмотреть хронику тех событий, узнать о родственниках, погибших в Ржевской битве.
– Мемориал откроют через год. Каким вы хотите его увидеть, какие чувства он должен вызывать у людей?
– Об идее мемориала мы с Андреем размышляли, когда делали эскиз и отправляли его на конкурс. С первого раза жюри не одобрило ни одного проекта, в том числе наш. Сказали, что не раскрыта тема, не хватает души. Мы согласились. Первый проект у нас получился помпезным, а Ржевская битва была другой. Это одна из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота рассказывал, что в этом сражении участвовал его отец. Тот вспоминал, как многие солдаты шли в бой с голыми руками. Была установка: добыть оружие в бою. Это страшно!
– Работая над монументом, вы наверняка погружались в историю сражения. Что вас особенно поразило?
– Вся война – огромное преодоление. В 1941 году немцы стояли под Москвой. Превозмогая боль, неся огромные потери, наши люди смогли оказать сопротивление. Это подвиг всего народа, который сложно описать словами. Ржевская битва стала одним из самых кровопролитных сражений. Год противостояния, штурм за штурмом на открытом простреливаемом поле… С одной стороны, эта битва имела огромное стратегическое значение. С другой – это большая трагедия, настоящая мясорубка, где погибли сотни тысяч советских людей. А всего за войну, по неофициальной статистике, на полях остались около 29 млн человек. Всё равно, что не стало населения европейской страны.
Журавлиная песня
– Вы лично приезжали в Ржев. Почему для мемориала выбрали именно это место рядом с трассой «Балтия»?
– Памятник должен быть заметен и притягивать людей как магнит. Поэтому логично разместить его недалеко от федеральной трассы, где большой поток машин. Мемориальный комплекс должен быть хорошо виден и освещён. Также планируется звуковое сопровождение, чтобы водители издалека слышали песню «Журавли» и другие тематические композиции. Всё это должно приглашать людей заехать и узнать историю ближе.
– А какое у вас впечатление в целом от Ржева?
– Чувствуется, что это город с военным прошлым. Память о главном сражении здесь хранят. Но от Ржева остаётся впечатление неухоженности. Знаю, что здесь работают над благоустройством, хотя сделать, конечно, нужно ещё многое: заниматься улицами, ливнёвками, реставрировать здания.
– Современное общество часто обвиняют в равнодушии, скупости. Однако мемориал строят на народные средства: кто рубль переведёт, а кто-то в конце апреля сразу 150 млн рублей перечислил. Получается, всё же есть место для добрых дел?
Служить искусством
– У вас с Андреем Коробцовым сложился творческий тандем. Большинство ваших работ – памятники историческим личностям. Почему берёте именно эти темы?
– Мы учились в академии Ильи Глазунова. Илья Сергеевич прививал любовь к русской культуре, отечественной истории. Я разделяю мнение, что без прошлого нет будущего. Это не значит, что стоит зацикливаться только на таком направлении, но обращаться к истории необходимо. Нам с Андреем очень повезло с профессией. Каждая скульптура – отдельная история, знакомство с новым регионом. Например, мы создали памятник русской княгине Ольге в греческих Салониках – она единственная из европейских монархов поддержала идею возродить Олимпийские игры. Или памятник Ивану III в Калуге – князю, который объединил вокруг Москвы все русские земли. Монументы интересным личностям удалось открыть и во многих других городах, а вместе с ними лучше узнать свою страну.
– Почему архитектор и скульптор работают в паре?
– Монумент должен вписаться в городское пространство. Это как в музыке: есть солисты, а есть оркестр, где для получения нужного результата люди взаимодействуют друг с другом.
Это нужно живым
– У вас подрастает ребёнок. Как передать детям память о войне, ведь свидетелей тех событий с каждым годом всё меньше?
– Как воспитать ребёнка – большая загадка, а уж как передать опыт – тем более. Наверное, многое зависит от людей, которые тебя окружают. На меня повлияли и семья, и педагоги. Я учился в музыкальной и художественной школах, в институте – и везде в том или ином виде проходила тема патриотизма. Слушаешь произведения Шостаковича, а в них как раз сказано о войне. Открываешь литературу, а там Симонов и Твардовский столько написали о тех событиях! Тема патриотизма раскрывается и в изобразительном искусстве. Сколько великих памятников: «Родина-мать» в Волгограде, «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке, «Алёша» в Пловдиве. В живописи тоже много ярких работ, связанных с этой темой. Думаю, в какой-то момент каждый задумывается о цене победы. Главное – встретить того человека, педагога, который заронит в тебе зёрнышко памяти.
– Близится 9 Мая. Как проведёте этот день?
– Обязательно навещу бабушку. Её детство выпало на военные годы. Остальные майские праздники посвящу работе над мемориалом. Пусть это будет мой крошечный вклад в память о Великой Победе. В нашей семье сохранилось мало сведений о воевавших, хотя знаю, что прадеды сражались на фронте. К счастью, никто не погиб. Но пообщаться с ними мне уже не удалось. Пытаюсь восстановить семейную историю через поисковые сайты.
– Сегодня открываются архивы, всплывают неприглядные страницы истории. Должны ли мы их знать или достаточно победного мая?
– Уверен, что знать нужно всё. Честный взгляд на историю позволяет понять её глубже, проникнуться, сделать выводы. Ту войну выиграл не главнокомандующий, а весь народ. Мы должны знать, какой ценой. И произведения искусства на тему войны – не просто дань памяти погибшим. Прежде всего они нужны живым.