Примерное время чтения: 9 минут
442

Маски сняты: что дальше? Сможет ли Год театра изменить культуру Твери?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2. АиФ Тверь 09/01/2019

«На сцене может быть всё, кроме скуки», – уверена народная артистка России, актриса Тверского областного драматического театра Ирина Андрианова.

В представлении она не нуждается: больше сорока лет на сцене тверской «драмы» – сколько ролей сыграла за это время! В Год театра, а именно таким объявлен 2019-й, Ирина Васильевна рассказала о премьерах, закулисье и «неугодном» искусстве.

Большая драма

Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Ирина Васильевна, чего вы ждёте от наступившего года?

Народная артистка России, актриса Тверского областного драматического театра Ирина Андрианова.
Народная артистка России, актриса Тверского областного драматического театра Ирина Андрианова. Фото: Тверской театр драмы

Ирина Андрианова: Когда в стране объявляют год под эгидой какой-либо отрасли, это значит, что власти будут смотреть на данную сферу словно через увеличительное стекло. Театр – мощное воспитательное оружие, но, к сожалению, в Верхневолжье со стороны чиновников этот вид искусства недооценён. Проблем накопилось много. Прежде всего это финансирование. Были годы, когда драматический театр выпускал по семь новых спектаклей в сезон. Сейчас ставим четыре – больше не позволяют средства. Про зарплаты я даже не говорю: актёры никогда не были и не будут богатыми людьми. Но и зрителю, и нам хочется больше премьер. Опять же из-за отсутствия денег много лет нет областного театрального фестиваля, поэтому мы не можем показать себя на межрегиональных конкурсах. Но очень об этом мечтаем.

Ещё одна проблема – старые «Газели», на которых труппа ездит на гастроли. Часть актёров – люди в возрасте, ехать в таких условиях неудобно: узкие сиденья, трясёт на каждой кочке. Кроме того, хотелось бы, чтобы в наступившем году обратили внимание на талантливых артистов, режиссёров, художников, которым нужна поддержка. Хочется, чтобы обновили нашу «драму»: поменяли занавес, кресла в зале. Да элементарно чтобы решили транспортный вопрос в городе! После десяти вечера ни автобуса, ни маршрутки в Твери не дождаться. А у нас есть спектакли, которые поздно заканчиваются. Обидно видеть, когда зритель, показывая на часы и как бы извиняясь, покидает зал, потому что боится опоздать на транспорт. Некоторые по этой причине и вовсе не ходят на вечерние спектакли.

– И всё же: что нового «драма» подготовила для зрителей?

– Здорово, что именно в 2019 году пройдут юбилеи Николая Гоголя, Александра Пушкина, Василия Шукшина и других писателей. Официально Год театра в России стартовал 13 декабря, и мы его начали премьерой «Пушкин. Евгений Онегин». Эта работа – синтез театрального искусства, музыки, живописи, литературы. Уже прошло несколько спектаклей – и каждый раз аншлаг. Следующая премьера 8 марта – «Энергичные люди» по пьесе Василия Шукшина. В новом году мы продолжим проект «Доступный театр», когда билет в любую точку зала можно купить за 200 рублей, что в два-три раза ниже обычной стоимости. Большой популярностью пользуется проект «Театр – школам»: проводим для учеников экскурсии, обсуждаем спектакли по окончании. Хотелось бы такую работу вести и с учащимися колледжей и техникумов.

Честная игра

– Когда в прошлом году Театр юного зрителя номинировали на «Золотую маску», это стало сенсацией для города. Чем сегодня можно зацепить зрителя?

Досье
Ирина Андрианова родилась в 1949 г. в Московской области. Окончила ГИТИС. С 1974 г. выступает в Тверском театре драмы. Народная артистка России. Председатель общественного совета при областном комитете по культуре.
– Только хорошей игрой, драматургией и влюблённым в свою работу коллективом. Нельзя продержать человека больше двух часов в зале, если ему не нравится. Неважно, в каком жанре спектакль – классика или что-то современное и необычное – должно быть интересно. Главный враг что в школе, что в искусстве – скука. Сейчас нас чаще посещает молодёжь. А это как раз тот зритель, который без комплексов может встать и уйти, если что-то не нравится.

Когда постановка рождается, невозможно угадать, пойдёт на неё публика или нет. Но есть одно правило: не бывает хорошего спектакля, если он не нравится самому режиссёру. Я актриса, но однажды, к 40-летию Победы, поставила спектакль «Рядовые» по пьесе Дударева. Помню, кто-то мне дал почитать это произведение. Я влюбилась в пьесу! Это был случай, когда не ставить было нельзя, у меня буквально чесались руки. Спектакль имел большой успех.

– Вы много гастролируете по Верхневолжью. Как сегодня живут районы?

– Если в Твери есть театры, филармония, выставочные залы, галереи и лектории, то в районах публика изголодалась по культурному пространству. Приезд театральной труппы жители там воспринимают как праздник. Но хотелось бы, чтобы так же считали главы районов и городов, уделяя этому должное внимание. Главной проблемой в регионе было и остаётся состояние Домов культуры. Поверьте, во время гастролей мы миримся со многим – с холодом, с туалетами на улице, простите, тоже. Но ведь в этих зданиях круглый год вынуждены работать местные творческие коллективы! В аварийном состоянии много лет находится Дворец культуры «Шахтёр» в Нелидово. Это красивейшее здание с уникальной архитектурой и удивительными интерьерами внутри. Пару лет назад жители даже дозвонились до Владимира Путина во время «прямой линии» и попросили о ремонте. Сейчас здание закрыто на реставрацию, коллективы ютятся в местной школе.

Фото: Тверской театр драмы

– В последнее время появилось много любительских театров. Как вы относитесь к такой самодеятельности?

– Я часто как член жюри фестивалей народных театров смотрю их выступления. Это очень интересно! Знаете, многие так играют, что ещё шаг – и они станут профессионалами. Восхищаюсь такими коллективами. А ведь они держатся на энтузиазме: сами делают декорации, шьют костюмы и ставят потрясающие спектакли. Представляете, как возрастает ответственность у профессионалов, когда вот так подпирают любители?!

Неугодное искусство

– В ноябре в Твери поднялась шумиха из-за афиши Арсена Агамаляна и Оксаны Васильевой, на которой они изображены достаточно откровенно. Три месяца не утихает конфликт вокруг граффити с портретом Солженицына. С тем ли общество борется?

– Ситуацию с афишами к спектаклю «Адам и Ева», который ставят Арсен и Оксана, иначе как комичной не назовёшь. В комитет по делам культуры поступило обращение от одного гражданина, которому не понравилось изображение. По закону чиновники обязаны отреагировать на жалобу. Но ведь они могли бы поговорить с этим человеком, всё разъяснить, а не просить снять афиши. И тогда ситуация не вышла бы на городской уровень. В современном мире, где пошлость можно найти на каждом углу, почему-то обратили внимание на искусство. Давайте тогда и в Эрмитаже запретим некоторые картины или на античные скульптуры не будем смотреть!

В случае с граффити с Солженицыным шумиха поднялась тоже всего из-за нескольких обратившихся человек. Знаете, а я была бы счастлива и горда, если бы на моём доме нарисовали портрет Солженицына! Да, личность для кого-то неоднозначная, но ведь великая. В День памяти жертв политических репрессий, 30 октября, мы вместе с другими актёрами вслух читали на крыльце библиотеки имени Горького главы из «Архипелага ГУЛАГ». Некоторые проходившие кричали: «Кого вы славите?!» Что ж, Солженицын – фигура, не всеми понятая и не всеми принимаемая.

– Много лет в «драме» идёт спектакль «Ревизор», но ни коррупции, ни глупости в обществе меньше не становится. Так ли уж искусство помогает что-либо переосмыслить?

– Это эффект классической литературы. Потому мы и называем Гоголя классиком, что его произведения актуальны до сих пор. Эта пьеса о честности и чистоте совести, взяточничестве, легковерии, мошенниках и т.д. Словом, обо всём, что сегодня процветает. Надеюсь, когда-нибудь общество искоренит эти пороки, но пока мы узнаём в творчестве Гоголя свои будни.

Обнажить сердце

– Есть ли рецепт, как сделать жизнь добрее?

– Чтобы вжиться в роль, сердце актёра должно быть восприимчиво к судьбе героя. Такой закон работает и в жизни. Наши сердца должны быть обнажены, открыты к чужой боли. Помню, как однажды я стояла на улице Вагжанова и в этот момент дорогу переходила женщина с большой тяжёлой тележкой. Она споткнулась и упала на перекрёстке. Мимо пробежал парень и даже не остановился. А я была на другой стороне дороги. Подошла, помогла женщине перейти проезжую часть. Возвращаюсь к остановке, а там этот парень стоит. Не удержалась и спросила, как он мог так просто пройти. Он посмотрел на меня непонимающим взглядом и спокойно ответил: «Ну и что?» Вот этого равнодушия, такого «ну и что» быть не должно! Одна из заповедей – любовь к ближнему своему. И больше тут ничего не добавишь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах