Примерное время чтения: 11 минут
844

Истина — в «Пустоте». Театр – не коммерция, а крик о болезнях общества

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ в Твери 28/03/2018
Сергей Зюзин / Из личного архива

Экспедитор Миша в нашумевшем спектакле «Пустота», прокурор Антипатор Захарич в «Мёртвых душах», бизнесмен в клипе Сергея Шнурова «Кольщик»... В эти яркие роли вложил свой талант актёр тверского Театра юного зрителя Сергей Зюзин.

Совсем недавно он представил зрителям «шовинистическую антиутопию» о мужчинах и женщинах. Мы спросили артиста, нужен ли авангард в провинции, и как избавиться от пошлости в искусстве.

Абсурд или гениальность?

Дмитрий Бойков, Tver.aif.ru: Постановка «Пустота» принесла нашему городу всероссийский успех. Спектакль из Твери впервые номинировали на высшую театральную премию «Золотая маска», причём сразу в пяти номинациях. Изменил ли он представление о том, каким должен быть провинциальный театр?

Фото: Из личного архива/ Сергей Зюзин

Сергей Зюзин: Пришло понимание, что нужно не бояться экспериментов. Стремиться к пластичности восприятия, но при этом доносить истину. Спектакль сделан в стиле «постмодерн», новом для Твери. При этом все авангардные приёмы в нём оправданы. Это отличает нас от людей, которые с лёгкостью называют себя постмодернистами и думают, что можно отбросить все каноны. Неправда! Законы в театре есть, и их нельзя обойти.

Название «Пустота» говорит само за себя. Мы извлекаем из жизни всё больше удовольствий: деньги, машины, гаджеты... Но при этом теряем настоящие ценности. Образуется пустота, каждый заполняет её по-своему. Но никто не знает, как это делать правильно. Попытка сбежать от одиночества, обрести себя в окружающем современном мире заводит нас в более тёмные дебри бессмысленности человеческого существования. Возникает парадокс: современный человек вроде бы «насыщен и наполнен», но при этом пуст. Недаром в спектакле звучат строки Шекспира: «Совсем не знак бездушья - молчаливость. Гремит лишь то, что пусто изнутри». Мнения зрителей о постановке разделились. Одни увидели в ней абсурд, другие - гениальность. Если художественное произведение вызывает споры и дискуссии, то это и есть истинное искусство.

- Недавно Вы в качестве режиссёра поставили представление «Мужской день 8 марта». Не обидно, что спектакль длился всего один день?

- Я бы не назвал это действо спектаклем. Скорее это театрализованное представление или даже капустник. Хотелось традиционно поздравить с праздником своих коллег, жён, подруг в излюбленной творческой форме. Образовалась инициативная группа из актёров нашего театра и по средствам активного мозгового штурма родилась некая драматургия. Затем пригласили тверскую рок-группу «Марэлла», ребят с циркового отделения Тверского колледжа культуры, известную тверскую художницу Катарину Лав, известного шоумена Джона Шенгелия и т.д. В итоге задумка вылилась в «шовинистическую антиутопию». По сюжету, из мужского мира вдруг исчезают все женщины. Сначала – кайф: можно разбрасывать вещи, делать, что хочешь… Но в конце герои, конечно, понимают, что без прекрасного пола жить невозможно.

Это был мой первый опыт. В проект вложили много сил. Хотелось, чтобы он ещё пожил, чтобы его увидели люди. Желающих, которые не попали в зрительный зал на праздник, было много. Но организация мероприятия изначально несла авантюрный характер. Я и так благодарен директору театра Бахареву Александру Витальевичу, берущему «кота в мешке», за то, что эксперимент случился, хоть и один раз. Естественно благодарность и нашему куратору Анне Брусовой за грамотное руководство проектом и оказанное мне доверие. Праздник удался. Насколько я знаю, было много положительных отзывов.

Время авангарда

- Детский спектакль «Сны о кошках и мышах» в тюзе поставила русскоязычный режиссёр из Великобритании Вероника Вигг. Чем работа иностранцев отличается от нашей?

Досье
Сергей Зюзин родился в 1983 году в селе Хотилово Бологовского района. Окончил Тверской колледж культуры им. Н.А.Львова и Ярославский государственный театральный институт. Работал в Тверском театре кукол с 2004 по 2012 годы. Сейчас - актёр тверского тюза. Женат, детей пока нет.
- Это был первый опыт работы с режиссёром из другой страны. И я бы не определял национальность этому опыту. Но подход именно Вероники уникален. И уникальность эта в своеобразной работе с актёрами. Трактовка, замысел, свет и звук - это лишь украшения. Вероника, прежде чем «слепить» спектакль, «мяла» нас как пластилин: мы делали разные упражнения и этюды. Например, главная героиня постановки - ведьма Агнесса Борисовна. Её играет актёр тюза, заслуженный артист России Александр Романов. Чтобы добиться ощущения холодной и пугающей женщины, Вероника просила Александра Борисовича в качестве упражнения сыграть чиновника, который принюхивается к неприятным запахам, входя в помещение. Мы с Надеждой Мороз играем мышей: брата и сестру. Вигг предлагала упражнение, где мы представляли некое подобие сиамских близнецов. Мы долго вместе ходили, садились и вставали, чтобы стать единым целым.

- Почему в театре юного зрителя показывают спектакли 18+?

- За счёт хороших взрослых постановок мы привлекаем больше зрителей и, естественно, зарабатываем. Как и у всех провинциальных театров, у тюза - проблемы с финансированием. Наш директор Александр Бахарев крутится, как может, старается достать деньги для постановок. Представляю, каких усилий ему это стоит! Думаю, что значительную часть денег на новые постановки тюз зарабатывает сам. Однако направлен наш театр всё-таки на юного зрителя. Он тесно связан со школами, некоторые спектакли я назвал бы «педагогическими». Есть постановки по произведениям классиков – «Мёртвые души», «Недоросль»... Но при этом нужно понимать: если сводил ребёнка в театр, это не значит, что школьник выучил художественное произведение. Ведь всё, что происходит на сцене, - трактовка. И пусть это даже классическое произведение, зритель на него смотрит через «глаза» режиссёра. А он зачастую использует различные приёмы: и авангардные, и постмодернистские.  Сейчас время такое: с людьми надо разговаривать по-другому, с детьми - особенно. Поэтому классику рекомендуется сначала прочитать, а потом увидеть.

Фото: Из личного архива/ Сергей Зюзин

Сладкая кровь

- Вы сыграли роль в клипе группы «Ленинград» «Кольщик», который снимался в Тверском цирке. Какие остались впечатления?

- Клип снимал Илья Найшуллер – один из самых перспективных российских режиссёров. Работу на таком уровне я видел впервые. Трюки выполнял сам, без помощи каскадёров. Когда падал на подушку с высоты четырёх метров, меня страховали, ловили чуть ли не руками. Это было особенное чувство заботы и товарищеского плеча. Съёмки моего эпизода заняли около 17 часов, с десяти утра до трёх ночи. И это не считая отдельного дня репетиций трюков и тренировок. Кстати, киношная кровь, которой мне заливали лицо и рот для имитации ран, оказалась приторно сладкой, а не солёной.

На съёмки меня позвал мой друг Тарас Кузьмин, актёр тверского драмтеатра. Он занимался подборкой актёров для клипа. Сам Тарас снимался на Украине в сериале «Женский доктор», а я находился на сессии в Ярославском театральном институте. Кузьмин свёл меня с нужными людьми, я проходил кастинг дистанционно. То есть делал пробы на камеру, а потом отправлял их через интернет. Такой опыт для меня тоже был в новинку. Спасибо за это Тарасу!

- По сравнению со съёмками в видеоклипе, в театре – всё по-другому?

- График работы актёра – не нормирован. Иногда приходишь на репетиции раз в неделю, а бывает, не уходишь с них месяцами. Когда ставили «Короля Лир», работали по двенадцать часов в день без выходных. И профессия наша – отнюдь не хлебная. Помимо «голой» ставки, есть стимулирующие. Зависят они от количества спектаклей. Их может быть в месяц три, может и тридцать. Актёр также получает надбавки в зависимости от роли. Так же театр живёт гастрольно-выездной жизнью. И это не только модные фестивали. Мы катаемся по районам области, играем в детских лагерях, садах и школах. Стараемся сниматься в кино, сериалах и рекламе. Скоро в Твери пройдёт съёмки полнометражного фильма «Бык» про лихие 90-е. Получил в нём эпизодическую «рольку». Буду играть главу «восточной преступной группировки». Год назад у меня была эпизодическая роль в сериале «Министерство». Он должен выйти на Первом канале. До этого снимался в сериале «Лесник», который идёт на НТВ. Так же были эпизоды в «Кадетстве» на СТС, в «Штрафбате» и ещё ряде сериалов. Мне часто достаются роли сотрудников правоохранительных органов или бандитов (смеётся). И меня часто убивают.

Фото: Из личного архива/ Сергей Зюзин

Юмор сквозь слёзы

- В отечественных комедиях сейчас в основном - пошлость и примитив. Это что, так востребовано?

- Есть спрос - есть и предложение. Сегодняшние кинокомедии построены на глупых и плоских шутках. Пока люди их смотрят, такие фильмы будут выпускать снова и снова. То же самое с песнями, которые не обременены смыслом. Да и вообще, можно ли назвать глубокомысленным то, на чём хотят заработать большие деньги? Продюсеры играют на психологии человека. Почему жёлтый цвет преобладает во многих заведениях общепита? Потому что он возбуждает аппетит. Нам навязывают примитив, вместо того чтобы воспитывать чувство вкуса.

Театр, к счастью, - не коммерческий проект. Режиссёры здесь не идут на поводу у публики. Они говорят со сцены о болезнях общества, указывают на наши ошибки. Каждый приходящий на спектакли словно смотрится в зеркало. Те, кто не готов узнать про себя правду, уходит с показов. Это нормально, не нужно винить их в этом. Хотя и в театре случается вседозволенность. Недавно артист Михаил Ефремов со сцены обругал матом зрителей в Самаре. В московском театре «Современник» это объяснили неподготовленностью людей к чёрной комедии. Так быть не должно! В нашем театре уважают аудиторию, поэтому тверской тюз постоянно собирает аншлаги.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах