В сентябре потребительские цены на бензин в России ускорили рост до 2,58% по сравнению с августовскими 1,81%, июльскими 1,37% и более низкими показателями в предыдущие месяцы, такие данные привёл Росстат. Таким образом бензин марки АИ-92 подорожал на 2,8%, а АИ-95 — на 2,5%. По сравнению с сентябрем 2024 года цены выросли на 12,73%. Дизельное топливо также повысилось в цене на 1,5% относительно августа, когда рост составил 0,2%.
Автомобилисты по всей стране бьют тревогу: бензин дорожает так стремительно, что некоторые уже всерьез задумываются об отказе от машин.
Тверская область не стала исключением: здесь в начале октября отметили очередные антирекорды по скачкам цен на автомобильное топливо. У нас в регионе бензин АИ-92 подорожал на 7 копеек, достигнув средней стоимости 60,05 рубля за литр, впервые преодолев рубеж в 60 рублей. АИ-95 повысился на 36 копеек до 64,32 рубля за литр, близко приблизившись к отметке в 65 рублей. АИ-98 вырос на 40 копеек до 85,37 рубля, что также стало рекордным показателем, превысив отметку в 85 рублей. Цена дизельного топлива поднялась на 46 копеек, средняя цена достигла 71,15 рубля за литр — впервые выше 71 рубля.
Рост оптовых цен и перебои поставок
В Российском топливном союзе прокомментировали сложившуюся ситуацию, сообщив что рентабельность бензиновых АЗС стала глубоко отрицательной, что ведёт к убыткам их владельцев. Это уже спровоцировало закрытие независимых автозаправок. Однако это не предел. Уже существует угроза массового прекращения их работы, если ситуация не улучшится. Основными проблемами названы рост оптовых цен, которые достигли и даже превысили розничные в некоторых регионах, а также перебои с поставками топлива: сроки доставки увеличились до 1,5–2 месяцев, а объемы фактических поставок значительно меньше договорных.
«Если в случае ДТ ускорение роста цен еще можно списать на переход с летнего на межсезонное и зимнее дизельное топливо, то в случае бензина определяющими являются риски дефицита, усилившиеся из-за внеплановых ремонтов на НПЗ», — подчеркнул экономист Кирилл Родионов.
Еще одна важная причина состоит в том, что оптовые цены на бензин растут значительно быстрее розничных. Котировки на бирже зависят только от баланса спроса и предложения и не регулируются. В розничной торговле ситуация отличается: несмотря на отсутствие официальных законодательных ограничений по ценообразованию на АЗС, фактически власти контролируют цены, чтобы бензин не дорожал слишком быстро.
Цены обогнали инфляцию
Как объяснил экономист Сергей Краевой, в России в целом, и в регионах в частности действует негласное правило: рост стоимости бензина и дизеля на АЗС не должен превышать уровень общей инфляции. При нарушении этого правила регуляторы запрещают экспорт топлива, что увеличивает предложение на внутреннем рынке и стабилизирует цены.
«В этом же году мы наблюдаем, что схема, по которой привыкли жить годами, дала сбой. Цены на топливо на заправках растут вдвое быстрее инфляции, несмотря на запрет экспорта, что свидетельствует о растущем риске дефицита топлива», — отметил Краевой.
Некоторые регионы уже начали испытывать на себе дефицит топлива: приходится объезжать по несколько заправок, сталкиваясь с надписью «АЗС не работает». В Твери дела пока обстоят более стабильно, но и здесь водители несколько раз жаловались, что пришлось поискать бензин.
«Пока не сказать, что критично, но один раз я столкнулся: приехал на заправку, не работает. Думал, может, пересменка, а говорят, что нет бензина. Но на следующей уже был, и я заправился. Гораздо больше волнуют цены. Обслуживать машину и так стало очень дорого, а еще и топливо дорожает каждый день. Скоро все пересядем на велосипеды», — пожаловался житель Твери Денис Ерохин.
ФАС!
Непростая ситуация с ценами на бензин не осталась без внимания властей. Для стабилизации рынка правительство ввело мораторий на обнуление топливного демпфера, который будет действовать с октября по май. Также среди принятых мер — отмена акциз на дизельное топливо, изготовленное из авиакеросина, что повысит эффективность производства зимних марок дизтоплива.
В Минэнерго подчеркнули в приоритете в настоящее время — полное обеспечение потребностей граждан и промышленности в топливе. По этой причине ведется постоянная работа по поддержанию стабильной ситуации на внутреннем рынке при помощи всех необходимых мер. Ранее до конца 2025 года были введены временные запреты на экспорт бензина и дизеля для непроизводителей.
«Мораторий на топливный демпфер призван сгладить резкие колебания цен. Отмена акциза на дизель из авиакеросина позволит увеличить выпуск морозостойких дизельных марок с улучшенными характеристиками фильтруемости и устойчивости к замерзанию», — прокомментировал принятые меры Краевой.
В связи с ростом цен ФАС объявила о проверках ценообразования на сетевых автозаправках на предмет возможных нарушений антимонопольного законодательства. В Тверской области одна из компаний уже установила единые цены после предупреждения. Она завышала цены на бензин и дизель в тех муниципалитетах, где сеть занимает доминирующее положение.
Потери лягут на независимые АЗС
Однако, по мнению Кирилла Родионова, принятые правительством меры недостаточны. Потому что могут привести к новым историческим максимумам биржевых цен на топливо. Таким образом нефтяники смогут частично компенсировать свои потери, которые возникли из-за сокращения субсидий и ущерба инфраструктуре НПЗ.
«Основные потери от законодательных изменений понесут независимые АЗС, закупающие топливо на бирже, и автовладельцы, с учетом усиления рисков роста цен в рознице», — добавил экономист.
По его словам, чтобы ситуация стабилизировалась, нужно обеспечить гарантии безопасности для НПЗ и отменить санкции на поставки в Россию оборудования для нефтепереработки. Также следует повысить нормативы биржевых продаж и отказаться от субсидий для НПЗ и демонополизировать топливную розницу. Без принятия этих мер ситуация с ценами на бензин так и останется шаткой.