Сферу такси вновь лихорадит. Недовольны и пассажиры, и водители. Первые сетуют на высокие тарифы и небезопасные поездки. Вторые кивают на увеличивающиеся расходы и законодательные требования. Причём новый закон, по которому в такси будут работать только машины отечественных марок, лишь подливает масла в огонь.
Хамы на дорогах
Такси для жителей Твери давно не роскошь, а средство передвижения. Не потому, что у горожан лишние деньги. А потому, что порой людям просто некуда деваться. Если личного автомобиля нет, а общественного транспорта не дождаться, «шашечки» становятся хорошей альтернативой. Вызвать такси может каждый. Вот только и работать там, видимо, может тоже кто угодно. К этой сфере возникает всё больше нареканий.
Таксисты нередко превышают скорость, нажимают кнопку «Бесплатное время ожидания», хотя сами ещё не подъехали, могут нагрубить или вовсе отменить заказ просто потому, что решили, что он невыгоден. Про цены и говорить не приходится. Поездка по одному и тому же маршруту в областном центре может стоить 300 рублей, а может и в два-три раза дороже. На это влияют как время поездки (например, в часы пик), так и внешние обстоятельства: от погодных условий до угрозы атаки беспилотников. В последнее время в областном центре периодически ограничивают скорость интернета. Такси в эти моменты либо вообще не вызвать, либо только по запредельной стоимости.
А уж про вопросы безопасности и говорить не приходится! Недавно в столице Верхневолжья на видео засняли водителя такси, который выполнял опасные манёвры посреди дороги: выехал на встречную полосу, развернулся в неположенном месте и поехал в обратном направлении. До этого другой таксист в Твери высадил пассажирку из-за того, что ему не понравилась стоимость поездки. Вдобавок к этому дебошир вышел из машины и ударил женщину. Стала агрессия реакцией на какие-либо слова клиентки или была продолжением негодования по поводу стоимости, неизвестно. До этого таксист высадил посреди дороги женщину с ребёнком. В любом случае такое поведение в сфере услуг недопустимо!
В свою очередь в регионе постоянно проходят рейды «Легковое такси», во время которых выявляют самые разные нарушения: от превышения скорости до поддельных документов.
«Автоинспекторы проверяют наличие водительского удостоверения установленного образца у водителей такси, необходимую путевую документацию, а также лицензию на осуществление пассажирских перевозок на автомобиль в качестве легкового такси. Кроме того, обращаем внимание на технические неисправности транспортных средств, - прокомментировала старший инспектор отдела ГАИ УМВД России по Тверской области Наталья Бархатова. - В июле во время таких рейдов были выявлены водители такси, которые работали нелегально, не имели права управления, а также перевозили своих пассажиров без использования ремней безопасности. Всего сотрудники Госавтоинспекции составили 24 административных материала».
В то же время статистика по РФ неумолима: по данным Российского союза автостраховщиков, таксисты в 2024 году попадали в аварии в пять раз чаще других водителей.
«Лада» рулит?
Между тем на рынке такси грядут большие изменения. И к чему они приведут, пока большой вопрос. Дело в том, что Госдума приняла закон, который вводит требования к уровню локализации такси. Условия такие, что таксопарки и водители-частники теперь должны будут использовать машины преимущественно российского производства, то есть нашу «Ладу» и несколько «китайцев», которые собирают на территории РФ. Например, Haval Jolion, Haval F7/F7x, BAIC U5 Plus, Kaiyi E5. Изменения вступят в силу с 1 марта 2026 года.
«Если коротко, то законопроект о том, чтобы мы ездили на автомобилях такси, которые являются отечественными или в высокой доле собираются и производятся на территории РФ. Практика эта достаточно распространённая, многие страны так делают», – изложил суть закона первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев.
По мнению авторов законопроекта, это поддержит российский автопром и создаст дополнительные рабочие места на производстве. В свою очередь эксперты прогнозируют, что с рынка уйдут тысячи таксистов, которых обяжут покупать новые машины. Кроме того, отсутствие разнообразия на рынке такси может привести к монополии, а за ней и к росту цен. Также непонятно, что будет с премиум-сегментом, ведь среди отечественных машин такого класса автомобилей нет.
«Чтобы дать людям возможность воспользоваться Mercedes и BMW, будут создаваться ИП, не зарегистрированные как такси, но с набором нужных услуг, – рассказал aif.ru автоэксперт Максим Черкашин. – Все это потребует больших вложений, за которые в итоге заплатит потребитель: цены на премиум-сегмент, а за ними и в целом по рынку неминуемо вырастут. При заказе иномарки стоимость может увеличиться процентов на десять. В менталитете наших граждан это машины более статусные и престижные. Соответственно, если в такси будут только российские машины, за удовольствие ехать на иномарке придётся доплатить».
Кстати
В 2023 году одной из самых популярных и единственной отечественной маркой авто в такси стала Lada Granta, первое место с ней разделил Cherry Tiggo 7 Pro. Список дополнили Chery Tiggo 4 Pro, Geely Coolray, Haval Jolion, Volkswagen Polo, KIA Rio.