aif.ru counter
537

Дорогая халтура. Почему в Тверской области «растворяется» новый асфальт?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ в Твери 05/04/2017

«Строитель несёт пожизненную ответственность за объекты, к которым он причастен. Если бы я имел отношение к сегодняшнему ремонту дорог, сгорел бы со стыда. Это не работа, а халтура», - говорит заслуженный России дорожник Вячеслав Миронов.

Вячеслав Александрович сорок лет руководит кафедрой автомобильных дорог Тверского государственного технического университета. Он утверждает, что выпускает хороших инженеров. Так почему же тогда каждую весну асфальт в регионе тает вместе со снегом?

Случайные люди

Евгения Сидельникова, «АиФ в Твери»: Каждый год на ремонт дорог в Тверской области тратятся миллиарды, но всё без толку. Пришла весна - и кругом одни ямы. С чем это связано?

Вячеслав Миронов: Причина чаще всего одна - низкое качество работ. Конечно, можно сваливать всё на перепады температур. Но в той же Финляндии или Норвегии таких проблем с дорогами нет, хотя климат там не лучше нашего. Да что далеко ходить? Посмотрите на трассу «Балтия». Это не дорога, а сказка, шёлковый путь. Ехать по ней - одно удовольствие! Совсем другой пример - направление на Осташков. Как после бомбёжки. О каком туризме можно говорить, если к Селигеру - главной жемчужине Верхневолжья - не проехать? Эти две дороги находятся внутри одного региона. Почему же такая разница? Потому что одну сделали на совесть и эксплуатируют как надо, а другую - нет.

Спросите хотя бы у одного дорожника, который работает на улицах Твери, есть ли у него профильное образование? Из ста укладчиков асфальта будет пара человек, остальные - случайные люди.

Посмотрите, кто сегодня ремонтирует и строит наши дороги. В основном - граждане южных республик, которые у себя на родине ни одного метра асфальта не положили. Это всё равно, что человека с улицы, без квалификации отправить на такую работу, а потом спрашивать с него качество. Любым делом должны заниматься профессионалы, а не абы кто, тогда и результат будет. Спросите хотя бы у одного дорожника, который работает на улицах Твери, есть ли у него профильное образование? Из ста укладчиков асфальта будет пара человек, остальные - случайные люди.

Профи уезжают

- Неужели у нас нет своих специалистов?

- Специалисты есть, но они не востребованы. Талантливые инженеры из Твери строят дороги, в основном, за пределами области. Недофинансирование отрасли привело к тому, что выпускники дорожных факультетов идут работать не по специальности или уезжают в другие регионы. Государство загнало дорожную отрасль в угол. Заказы получают непонятные ООО - шаромыжники, у которых зачастую из всей профессиональной техники только лопата. По тендерам выигрывает тот, кто просит меньше денег.

Тверь. Фото: АиФ в Твери/ Елена Семко

А там, где меньше денег, - дешёвые асфальтобетон и битум, вместо дорогого щебня - гравий. Не заморачиваются они и с выравниванием ям. Зачем брать каток: постучали сверху лопатой - и будет! Галочку, что ямы больше нет, всё равно поставят. Гарантийный срок такая дорога не переживёт. Но разве это важно, если на следующий год на ремонт вновь дадут деньги? Сделать работу дёшево и одновременно качественно нельзя. Это касается любой отрасли. По дешёвке можно только схалтурить.

Сделать работу дёшево и одновременно качественно нельзя.

«Вскрытие» покажет

- Из года в год тверские дороги спасают «заплатками», но надолго их не хватает. Есть ли толк от такого ремонта или это отмывание денег?

- Если ямочный ремонт сделан по уму, он имеет право на существование. В Европе это широко практикуется, но методы исполнения сильно отличаются от наших. Там срезают более крупные участки асфальта, строго соблюдается технология. Работы получается больше, затраты выше, но результат - лучше. Когда площадь «заплатки» больше, нагрузка на дорогу распределяется равномернее, и асфальт дольше проживёт. У нас же не только «заплатки» маленькие, но и технология нарушается сплошь и рядом.

Один из обязательных пунктов - подготовка ямы. По правилам, её нужно сначала высушить. Там не должно быть ни воды, ни грязи. Лучше всего огнём, как это делают на аэродромах. Какой бы дождь и снег не шли, взлётные полосы всегда высушены до скрипа. Такой же должна быть и яма, подготовленная к работе, иначе толку не будет. У нас же дай бог лопатой водичку из неё вычерпают! Ещё одно золотое правило, которое ни в коем случае нельзя нарушать, - время. Залатать яму нужно в течение суток после «вскрытия». В Твери же - своя «технология»: вырежут квадраты по всей улице и оставят на неделю. Мало того, что в ямах за это время вода набирается, так ещё и асфальт становится холодным. Идеальная температура для схватывания - 140 градусов. А у нас приедет грузовик с асфальтобетоном и стоит, остывает, пока рабочие курят. Будут ли такие «заплатки» держаться? Конечно, нет!

Тверские дороги.
Тверские дороги. Фото: АиФ в Твери/ Елена Семко

Усугубляет обстановку и перегруженность тверских дорог. По нормативу, в нашем городе должно быть минимум семь мостов, а у нас их три. Это тоже не может не отразиться на долговечности внутригородских дорог.

- Асфальт у нас кладут в любую погоду, даже в дождь. Дорожники утверждают, что так позволяют делать новые технологии. Правда ли это?

- Эта выдумка касается литого асфальтобетона. Температура схватывания у него в разы меньше, и работать с ним действительно можно даже в минус. Но на дождь и снег его «магические» свойства не распространяются. Технология такая же - яму нужно подготовить, выровнять края среза, дно тщательно вычистить и высушить. Сделать это в дождь невозможно. Сейчас ситуацию ухудшает ещё и грязь на обочинах. Снег зимой с улиц Твери толком не убирали, на нём копилась пыль. Снежные кучи растают, а вся эта «чернь» никуда не денется. Она добавится к воде в ямах, что ещё больше сократит эффективность «заплаточного» ремонта. Сомневаюсь, что кто-то будет всё это вычищать.

Миллиарды - в ямы

- Можно ли найти управу на подрядчиков, которые выполняют свою работу тяп-ляп?

- Законодательной базы у нас хватает, нам совести недостаёт. Чиновникам нужно не в креслах сидеть, а чаще выходить в народ. Когда у руля региона стоял Николай Корытков, он каждое утро начинал с объезда областного центра. Не дай бог ему на глаза попалась бы какая-нибудь яма на только что отремонтированной дороге! Шапки бы полетели! Её тут же заделали бы, а не ждали, пока она превратится в канаву.

Факт
Протяжённость дорожной сети в Тверской области самая большая в ЦФО - более 15 тысяч километров.
Не последнюю роль в тяжёлой обстановке, сложившейся в отрасли, сыграла ликвидация дорожных фондов. Теперь, с их возрождением, есть надежда, что дорожное хозяйство начнёт подниматься. С приходом Игоря Рудени на пост губернатора большие деньги на ремонт дорог нам выделяет федеральный центр. Это огромный плюс, ведь своего бюджета не хватает: мы всегда жили и будем жить в дефиците. Главное, чтобы миллиарды были потрачены с пользой, а не просто закатаны в ямы. Помогут только жёсткие санкции: нужно усиливать контроль за качеством, не принимать работу, если она сделана кое-как, увеличивать гарантийные сроки и штрафовать за халтуру. Подрядчики должны осознавать, что если они недобросовестно сделают своё дело, то не только заплатят штраф, но и лишатся работы в будущем. Один раз провинился - заказов больше не получишь. Без карательных мер всё останется на своих местах: людям будет лень работать на совесть, а за переделки они возьмутся охотно. Это же новые заказы!

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах