Тройняшки из Вышнего Волочка побили рекорд по медалям.
РАСТИТЬ ТРОИХ ДЕТЕЙ - УЖЕ СЛОЖНО, ВОСПИТАТЬ ВСЕХ ОТЛИЧНИКАМИ - НАСТОЯЩИЙ ПОДВИГ. В СЕМЬЕ СМИРНОВЫХ ИЗ ВЫШНЕГО ВОЛОЧКА ЗНАЮТ ОБ ЭТОМ НЕ ПОНАСЛЫШКЕ. В ЭТОМ ГОДУ ОНИ ПРОСЛАВИЛИСЬ НА ВСЁ ВЕРХНЕВОЛЖЬЕ: ДВА ИХ МАЛЬЧИКА И ДЕВОЧКА ОДНОВРЕМЕННО ПОЛУЧИЛИ ЗОЛОТЫЕ МЕДАЛИ.
Как воспитать отличников, кому и зачем нужна золотая медаль и что делать, чтобы молодёжь после вузов возвращалась домой? Об этом мы побеседовали с главой "золотой" семьи Николаем СМИРНОВЫМ.
УЧИЛИСЬ СУТКАМИ
-Николай Олегович, тройняшки - и все золотые медалисты! Такого рекорда в Тверской области ещё никто не ставил. Как вам это удалось?
-Непросто. На пустом месте медалей не бывает. Мы занимались детьми с самого раннего возраста. С двух лет - логопед, потом наняли домашнего учителя. Дома у нас стояли маленькие парты, доска - почти всё как в школе. С трёх лет отдали их в спорт - на гимнастику и в бассейн. Когда подросли - на бально-спортивные танцы, самбо, дзюдо и джиу-джитсу. Мальчишки у нас чемпионы России по джиу-джитсу. А в прошлом году Илья ещё стал и чемпионом Европы в Швеции. Плюс ко всему все трое закончили музыкальную школу по классу фортепиано, а Ульяна ещё и художественную.
Заниматься приходилось без выходных и отдыха, свободного времени ни на что не оставалось. Бывало, что дети уходили в школу к восьми утра и возвращались домой к восьми вечера. В этом огромная заслуга нашей мамы Виолетты Анатольевны. Я зарабатывал деньги на содержание семьи, а она после рождения детей отказалась от работы и посвятила жизнь их воспитанию и развитию.
-Ваша семья, скорее, исключение из правил. Что же делать, если работают оба родителя?
-Это большая беда нашего времени: родители вынуждены зарабатывать деньги и практически не видят своих детей. Ведь для того чтобы водить их по кружкам и секциям, требуется очень много времени. Это тоже работа, и совсем нелёгкая. Хорошо, если на подмоге есть бабушки с дедушками, которые могут выручить.
Нам повезло ещё в том плане, что живём мы в небольшом городке, где нет пробок и больших расстояний. Отвезти детей из школы на музыку или в спортивную секцию - не проблема. В больших городах это куда сложнее, особенно если у вас нет машины.
ГЛУБИНКА БЕЗ ПЕРСПЕКТИВ
-В советское время получить золотую или серебряную медаль было не только престижно, но и выгодно. При поступлении в вузы это гарантировало льготы, сейчас -нет. Стоит ли игра свеч?
-Конечно, стоит. Радует, что с этого года медалистам снижают проходной балл. В некоторых вузах всего на один, а в некоторых - и на десять. Предусмотрены скидки за спортивные и другие достижения. Паша и Илья у нас получили их за кандидатов в мастера спорта по борьбе, Ульяна - за окончание художественной школы с отличием.
Поверьте, упорство и трудолюбие всегда будут вознаграждены. Но медаль - это не самоцель. Занимая своего ребёнка, не оставляя ему свободного времени на сомнительные увлечения, вы гарантируете ему хорошее будущее. Конечно, бывали моменты, когда наши дети взбрыкивали и капризничали. Оно и понятно: их сверстники гуляют, а им некогда. Но сейчас они нам за это очень благодарны.
-Принято считать, что в провинции нельзя получить хорошее образование. Что вы думаете по этому поводу?
-Я с этим не согласен. В этом году вышневолоцкая гимназия, которую заканчивали наши дети, выпустила 11 медалистов. Всего по городу их 23. То есть половина всех "золотых" выпускников учились в нашем классе. Это тоже своеобразный рекорд города и области.
Никто бы из них не получил медали, сдай они плохо Единый госэкзамен. В наше время выучил билеты, пришёл на экзамен и ответил. Ты знал, о чём тебя будут спрашивать. Единый госэкзамен - это лотерея. Мои ребята справились с ним очень хорошо, хотя, конечно, все мы нервничали накануне. Особенно отличился Илья - он написал русский язык на 98 баллов!
Сейчас мы подаём документы в вузы и с волнением ждём результатов. Дочь неожиданно заявила, что хочет стать военным медиком, и подала документы в Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию. Илья тоже изъявил желание учиться в Питере, хочет стать экономистом.
Паша подал документы в Высшую школу аудита Московского государственного университета. Надеюсь, у них всё получится.
-Как думаете, вернутся ли ваши дети в Вышний Волочёк после окончания вузов и что нужно сделать властям, чтобы молодёжь приезжала домой?
-Вернуться в нашу "деревню" никогда не поздно. Задача родителей - сделать всё возможное, чтобы дети жили лучше их. Я не вижу перспектив в провинции. В крупных городах больше возможностей, легче взять ту же ипотеку и купить квартиру. Там другие зарплаты, другой уровень жизни. Конечно, я буду рад, если мои ребята вернутся и будут помогать мне с бизнесом, но это должно быть их решение, настаивать не буду.
По поводу действий властей, думаю, они здесь бессильны. Молодых ребят, поживших в мегаполисах, не заманишь в глубинку никакими коврижками. Исключения бывают, но их очень и очень мало.
ПАПИНА ШКОЛА
-Многие отцы, к сожалению, не участвуют в жизни своих детей. Вы же сопровождаете их на всех конкурсах, соревнованиях и награждениях. Когда мы договаривались об интервью, в районном отделе образования нам дали именно ваш телефон, а не мамин. Какова роль отца в воспитании детей?
-На этот вопрос есть классический ответ: дочерьми должна заниматься мама, а сыновьями -отец. Я считаю, это самая правильная модель воспитания. Однако в жизни каждого ребёнка должны присутствовать и мама, и папа. Нельзя возлагать эти обязанности на плечи только одного родителя, как бы вы не были заняты.
Несмотря на то, что я всю жизнь много работал, я старался уделять максимум времени своим детям. С мальчишками объездил полстраны, когда у них были соревнования по борьбе. Старался быть рядом, направлял, помогал. Дети - это огромные затраты сил и средств, в нашем случае - в тройном размере. Но в то же время это и смысл жизни, и самое большое счастье!