9 Мая наша страна отметит 70-летие Великой Победы.В каждой семье - своя история, свои герои и свои воспоминания. Поделитесь ими в рамках нашей рубрики "Судьбы Победы". Мы ждём ваших писем по адресу: 170008, г. Тверь, ул. Озёрная, д.11 а (с пометкой "Судьбы Победы"), звоните по тел. (4822) 33-92-73. Е-mail: tatyana.nedelkina@tver.aif. Ваши истории можно отправлять и в наши группы в социальных сетях: "ВКонтакте" в "Одноклассниках" и "Фейсбуке" ("Аргументы и Факты в Твери"). Мы обязательно опубликуем все ваши письма!
ЖИВОЙ ЗАСЛОН
"Моего отца забрали на фронт на третий день войны. Когда немцы оккупировали Калинин и его окрестности, нам с мамой и братом пришлось уйти в родную деревню, где раньше жила наша семья. Она находилась недалеко от города, там проще было прокормиться.
При отступлении через неё и к другие сёла проходили фашисты. Всех жителей, в основном это были женщины, старики и дети, они собирали толпой и гнали впереди себя. Такой вот "живой заслон"... Мы тоже там оказались. Шли долго. Ночью наша и ещё несколько семей решили бежать. Побег удался. Мы ушли в сторону леса по глубокому снегу. Когда рассвело, вернулись в наши деревни и не смогли сдержать слёз. Вместо домов - головешки. Фашисты подожгли всё, что можно было сжечь. Многие из деревень - Соловьёво, Павшино, Красные Горки - так и не возродились..
Не могу забыть, как лютовали захватчики, особенно когда их гнали красноармейцы. Врывались в дома, грабили, забирали последнюю еду. Однажды фриц избил мою двоюродную сестру, которая жила с нами. Стащил с неё валенки, а они оказались ему малы. Как он кричал! Этими валенками в сестру запустил! По соседству избили ребёнка, игравшего с фонариком под одеялом. Это разгневало немцев, и они исколотили мальчика буквально до полусмерти. Вспоминается, что почти у всех немцев были молодые лица. Но сколько в них было злобы!
До Калинина мы дошли пешком. Дальше был голод, изнуряющий, мучительный. Порой на пять ступенек подняться не мог. Мать работала в совхозе недалеко от города. Уходила на неделю и больше, мы с братом жили одни. За труд ей платили спиртом, она продавала его на рынке и покупала еду. Но этого было мало, нам всегда не хватало. Что отец не вернётся, узнали уже в начале 42-го, он погиб в боях под Москвой.
В начале 1944 года я стал подмастерьем при ремесленном училище, помогал сапожнику "за кормёжку". Кое-какие продукты перепадали от солдат, которых везли на линию фронта в Ржев через Калинин. Они нас жалели. Так мы и выжили.
После войны я уехал учиться в Торжок, потом в Ленинград. В 1951-м по распределению попал в Мурманск на судоремонтный завод, дослужился до начальника цеха. В 1983 году вернулся в родной город".
Евгений Иванович БЛИНОВ, 84 года, Тверь