Примерное время чтения: 7 минут
99

Всегда на высоте

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аргументы и факты - Тверь 20/08/2014

Аэропорта в Ржеве нет, но самолёты прилетают сюда регулярно. Уже больше 60 лет в Городе воинской славы работает крупное предприятие по восстановлению самолётов боевой авиации -"514 авиаремонтный завод".

Истребители и бомбардировщики сюда везут со всей страны. Это не просто предприятие: его судьба - отдельная страница в отечественной истории. Здесь не понаслышке знают, что такое современная авиация и на чём летали наши деды.

Легендарная история

Едва подъезжаешь к заводу, как слышен рёв взлетающего самолёта. Ещё пару секунд - и ты наблюдаешь полёт истребителя в небе. Здесь чувствуется военная мощь нашего государства...

Так просто на предприятие особой государственной важности не попасть. На входе высокий забор, пройти на территорию можно исключительно по пропускам. От посторонних глаз скрыты не только ремонтные цеха и ангары, а целый городок: вымощенные аллеи, красивые цветники, зоны для отдыха, музей и многое другое. Идеальная чистота и порядок - даже не верится, что это территория завода, где такое сложное и объёмное производство.

А ведь ещё в середине прошлого столетия никаких цехов и ангаров здесь не было. Завод вырос из самого настоящего поезда, вагоны которого в годы войны служили авиационными ремонтными мастерскими.

История предприятия начинается в 41-м году. По плану "Барбаросса" немцы в первую очередь хотели уничтожить воздушные силы Советского Союза. В первый же день войны войска Западного военного округа потеряли 738 самолётов. Вопрос о ремонте авиатехники встал ребром - медлить было нельзя. И вот 20 июля 1941 года на базе Воронежского вагоностроительного завода был сформирован поезд.

Назывался он "19-е подвижные авиаремонтные мастерские". Двадцать два вагона укомплектовали специальным оборудованием, станками и инструментами - всем, что могло пригодиться для ремонта самолётов и моторов в полевых условиях.

Чинили технику 620 человек. Поезд следовал за частями Красной Армии, бойцы даже дали ему прозвище "счастливчик" за то, что во время одного из обстрелов он чудом не пострадал. Поезд прошёл всю войну: вслед за солдатами ремонтные вагоны перемещались через Орловскую и Тамбовскую области, Воронеж, Украину, Польшу и, наконец, дошли до Германии. На стенах поверженного рейхстага 7 мая 1945 года воины-победители, кто в составе 19-х подвижных авиамастерских находился с первых дней их основания, оставили свои подписи: Сидорский, Ждамиров, Печковский, Аметистов, Бушуев, Михайлов. Фотография этого события бережно хранится в музее предприятия.

После войны поезд исколесил ещё немало километров, прежде чем оказаться на ржевской земле.

Около года продолжалась командировка в Китай: здесь советские "авиаторы" должны были организовать авиаремонтные предприятия, залатать технику, а самое главное - подготовить специалистов. За оказанную помощь правительство Китая вручило советской делегации пять знамён и памятные подарки.

Летом 1952 года авиационные мастерские окончательно "прописались" в Ржеве. Место выбрали рядом с аэродромом. Похвастаться тогда особо было нечем: успели построить один ангар да установить несколько вагончиков, которые стояли в один ряд. Вот и весь завод. Впрочем, начало было положено, дальше предприятию оставалось только расти и идти на взлёт. Что и было сделано. Завод быстро стал авиационным ремонтным предприятием в системе войск ПВО. Здесь всегда шли в ногу со временем и с лёгкостью осваивали инновации. Когда в стране появлялись новые модели самолётов, на заводе оперативно изучали передовые технологии и модернизировали собственное производство. Работникам удалось пережить кризис 90-х и создать современное предприятие по ремонту авиационной техники.

Работа в радость

Сегодня завод по-прежнему работает на Минобороны страны. Здесь ремонтируют боевые самолёты, их комплектующие и съёмное оборудование. Предприятие располагает хорошей производственной базой, собственным аэродромом и службой по организации полётов. Большая группа специалистов - от токарей и метеорологов до инженеров-рационализаторов работают над тем, чтобы наши самолёты всегда были на высоте.

Большое внимание уделяется техническому оснащению: старое оборудование заменяют на новое, цеха ремонтируют. Ржевский авиаремонтный завод, пожалуй, одно из немногих динамично развивающихся предприятий в регионе. На протяжении нескольких лет здесь стабильно высокие экономические показатели, работа идёт в "плюс". Более того, это единственное предприятие в Ржеве, где за последние три года число сотрудников увеличилось на 250 человек. Всего на заводе трудятся порядка 1200 человек. Приходит сюда и молодёжь.

"Кадровый вопрос для нас очень важен. В Тверской области нет учебных заведений, которые готовили бы специалистов для нашего предприятия, - говорит Андрей ТАРАСОВ, управляющий директор ОАО "514 авиационный ремонтный завод". - Мы заключили договор с Егорьевским авиационным колледжем имени Чкалова. Это старейшее учебное заведение, подготовку специалистов там ведут с 1918 года. Сейчас по договору пройти учёбу в колледже и получить дипломы должны 15 наших сотрудников".

Достаточно на заводе и специалистов, у которых можно перенять бесценный опыт. Некоторые сотрудники работают на предприятии уже много лет. Когда платят хорошую зарплату и созданы все условия труда, люди не разбегаются в поисках лучшей жизни. Соцпакету, который действует для работников, можно позавидовать: различные виды материальной помощи, единовременные выплаты в связи с вступлением в брак или на рождение ребёнка, путёвки в детские лагеря и многое другое. За высокие показатели в работе и новаторские разработки полагаются солидные премии. Не забывают на предприятии и про старую добрую традицию - размещать фотографии лучших сотрудников на Доске почёта. Тех, кто работает с большой отдачей, кто бесконечно любит небо и самолёты, знают в лицо.

Первым делом здесь, конечно, самолёты. Но и про досуг на предприятии не забывают. На территории завода оборудованы спортивные площадки, где проходят соревнования по волейболу и минифутболу. Зимой проводится День здоровья. В 2010, 2011 и 2012 годах в Ржеве проводились спартакиады рабочей молодёжи, и все три года команда авиаремонтного завода завоёвывала первые места. Здесь - настоящий коллектив, который и в работе, и в спорте привык быть лидером!

Будущее - окрыляет

Было время, когда предприятие, как и вся оборонка страны, переживало трудные времена. Сейчас в будущее здесь смотрят с уверенностью. С принятием государственной программы вооружения до 2020 года пошло плановое финансирование. Теперь завод с лихвой обеспечен заказами. Здесь ремонтируют технику военно-промышленного комплекса не только для России, но и для других стран.

Кроме того, Ржевский завод - постоянный участник престижного международного авиационно-космического салона "МАКС". Это крупнейшая выставка авиатехники в Восточной Европе, где предприятия представляют свои самые последние разработки. Есть чем похвастаться на этой выставке и Ржевскому предприятию. Многолетний опыт, золотые кадры и передовые технологии позволяют ему всегда быть на высоте. Здесь знают, что такое качество, и вот уже восьмой десяток лет уверенно идут по взлётной полосе.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

■ За годы войны было восстановлено и отремонтировано 1124 самолёта моделей Ил-2, МиГ-3, Су-2, Як-1, Ла-5 и 1180 авиационных двигателей.

■ В 60-е годы на заводе создавались выездные бригады по ремонту самолётов. Специалистов направляли в Смоленск, Хабаровск, на Камчатку и во Владивосток.

■ За девять месяцев на предприятии освоили ремонт фронтового бомбардировщика Су-24. Довольно хорошие показатели для 1999 года!

■ Сегодня средний возраст сотрудников завода 42 года.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах