В Верхневолжье открылась навигация. В этом сезоне Тверь ожидает прибытия 53 круизных теплоходов, которые привезут к нам свыше 10 тысяч туристов - почти в два раза больше, чем в прошлом году. Но прокатиться как на них, так и на небольших катерках, смогут далеко не все.
Ах, дорог теплоход!
Круизные маршруты по волжским городам для тверичан, как ни обидно, должны начинаться... в Москве. Из областной столицы не отправляется ни один маршрут. В турфирмах объясняют, что сесть на теплоход в Твери можно, но заплатить придётся за весь круиз, будто бы вы начинали его в столице. Цены разнятся от 19 тыс. до 50 тыс. рублей, в зависимости от длительности, маршрута и уровня комфорта. Дороговато, особенно если ехать семьёй, это признают и сами туроператоры. Однако сезон навигации у нас короток, а теплоходы - дело затратное. Рейсы из областной столицы до Углича, Самары, Казани, Астрахани попросту не окупятся.
Большинство туристов из других регионов проведут в Твери всего несколько часов, успеют побывать в одном-двух музеях, осмотреть центр города и увидеть... закрытый Речной вокзал. Из достопримечательности он давно превратился в "больное место". Центр современного искусства Марата Гельмана из него не получился. Впрочем, перспективы у здания есть: на рассмотрении региональных властей находится несколько проектов реконструкции Речного. Говорить о каком-то окончательном варианте и тем более сроках его воплощения в жизнь пока рано.
Причалы, способные принимать круизные суда, сейчас действуют в Твери, Кимрах, Калязине, Весьегонске и Осташкове. Чтобы привлечь туристов, нужны "фишки", интересное экскурсионное обслуживание. Этим мы похвастаться пока не можем. Хотя направление должно развиваться: именно водный туризм правительство региона объявило приоритетом развития туристической сферы на ближайшие годы.
Ещё на плаву
Общая протяженность внутренних водных путей в Тверской области составляет 890 километров. Но совершить небольшие прогулки по воде тоже можно далеко не везде. Прогулочные суда ходят на Селигере, в Твери, Весьегонском, Пеновском, Селижаровском, Конаковском, Калязинском и Кимрском районах.
Катеров, которые могли бы летом дополнить наземный транспорт, к сожалению, не становится больше. Сейчас во всей Тверской области действуют пять социальных пригородных водных маршрутов. Один из них соединяет Конаково и посёлок 1 Мая, ещё четыре ходят по озеру Селигер: соединяют пристань Южную с Чайкиным берегом и Кличеном, пристань Северную - с населёнными пунктами Пачково и Пески. "Есть и частные перевозчики, - рассказал Игорь ЛАПШОВ, эксперт в области водного транспорта, контент-менеджер проекта "Яндекс. Расписания". - Ходят два парома в Конаково, а из Химинститута в Твери дачники могут по воде добраться до Поддубья".
Содержать катера - слишком затратно. На субсидирование речного транспорта в этом году в областном бюджете предусмотрено около 4,7 млн руб., ещё 1,58 млн руб. на поддержку социальных маршрутов выделяют муниципалитеты. Однако старожилы помнят времена, когда Тверской порт держал "Метеоры" - речные пассажирские теплоходы на подводных крыльях. На них можно было за шесть часов добраться до Углича. И, хотя билет на такой рейс был дороже, чем на поезд, от желающих прокатиться по Волге не было отбоя. "Постоянно действующие линии соединяли Весьегонск и Ярославль, Рыбинск и Дубну через Тверскую область, катер ходил из Калязина в Кашин", - вспоминает Игорь Лапшов.
Речной флот исчезал в два этапа: в начале 90-х пропали "Метеоры", к 1995 году от всех водных линий региона осталось едва ли 20%. С 2000 по 2005 год прошла "вторая волна" исчезновений. Пожаловаться на это может не только Тверская область. "Речной транспорт в Центральной России не развивается практически нигде, - продолжает Лапшов. - В Вологодской и Ульяновской областях он вовсе "пошёл ко дну". Отрасли нужны серьёзные финансовые вливания, ведь если автобус потратит на 100 км дороги 50 литров бензина, то у катера расход топлива составит до 300 литров".
Тем не менее давайте помечтаем. Насколько стало бы меньше пробок, если бы пассажиров из "Юности" в Мигалово, из Заволжья в Затверечья возили бы по воде. Да и многие дачники не отказались бы в выходной оставить машины дома и не ждать автобусов, а прокатиться на рейсовом катере. Но пока возвращение речного транспорта остаётся только мечтой.
КСТАТИ:
Выбрать круизный маршрут можно самостоятельно, изучив расписание теплоходов, их фотографии и расценки на специализированных сайтах, таких, как www.riverflot.ru.