Примерное время чтения: 7 минут
88

Фараонам и не снилось

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Аргументы и факты - Тверь 03/04/2013

Профессор Осама эль Серуи, советник по культуре Посольства Египта в России, известнейший египетский художник и скульптор, горячо влюблён в тверскую глубинку. Он объездил много стран, но считает, что таких обаятельных людей и прекрасной природы, как в Верхневолжье, нет нигде. Египтянин приезжает в Старицу, чтобы, вдохновившись её красотами, писать пейзажи, которые потом выставляются по всему миру.

Морозы - в радость

Покинуть страну вечно-1 го солнца ради заснеженной! России - для многих из нас! это представляется чем-то! невообразимым. Когда хо-1 лода стоят полгода, россияне! грезят о солнечных странах.! Что может быть лучше, чем! провести недолгий отпуск в южных краях! Для Осама эль Серуи мечтой всей его юности было почувствовать настоящую русскую зиму. Ощутить! на себе, как это на самом деле,I когда "мороз и солнце, день! чудесный...". Мечта сбылась! почти тридцать лет назад. Будучи блестящим выпускником академии изящных искусств Каира, Осама был направлен в СССР для изучения нашей культуры и архитектуры.

- Когда мои товарищи мечтали попасть в Америку, в Германию, мне хотелось побывать именно в России. С детства отец привил мне любовь к чтению, у нас была огромная библиотека и очень много книг русских авторов. Я сильно увлекался Достоевским, Булгаковым, Пушкиным, Толстым. И всё время думал: вот бы увидеть ту страну, откуда родом эти великие писатели! Россия мне казалась местом уникальным, и, когда я сюда попал, не разочаровался. Сейчас забавно вспоминать, как привыкал к совершенно экзотической для меня стране, особенно к снегу. Мы в Египте лёд видим только в морозильнике, а тут метели, вьюги. Конечно, испытал небольшой шок. Зато сейчас уже точно знаю, как утеплиться в случае холодов.

Но особо впечатлила египтянина тверская глубинка. Профессор Осама признаётся, что до приезда в Тверскую область о красоте деревенских просторов знал только из книг и работ известных художников. А, попав в деревушку под Старицей, ахнул: всё то, о чём писали русские классики, вдруг перед ним оказалось как на ладони. "Такая красота даже фараонам не снилась", - шутит Осама.

- Я был заворожен увиденным. Поразительно, что совсем рядом с Москвой и Санкт-Петербургом есть такие замечательные места. В Тверскую область меня пригласила моя хорошая знакомая, художница Юлия Урсул. Я поселился в небольшом деревенском доме в Чупруново, каждый день выставлял у реки мольберт и рисовал. Кстати, потом эти картины побывали на выставке в Каире, и ими искренне восхищались мои соотечественники. Местные жители встретили меня с настоящим русским радушием. Выпить не предлагали, но накормить старались впрок. Рассказывали о трудностях и радостях сельской жизни. Я учился у них радоваться самым простым вещам: утренней росе, первым лучам восходящего солнца. Несмотря на тяжёлый труд, люди здесь очень позитивные. Чем-то напомнили мне моих земляков. У нас тоже гостеприимство в крови. Как говорится, сам оставайся голодным, а для гостя всё лучшее на стол.

В подарок - памятник

Старица стала для египтянина любимым местом отдыха и творчества, настоящей отдушиной от суетливой жизни мегаполиса. Изучая архитектуру столицы Верхневолжья, Осама не переставал восхищаться тверскими видами на Волгу, купеческими домами. Как скульптора его привлекли наши памятники Пушкину в горсаду и Афанасию Никитину на одноимённой набережной. Кстати, хотя египтяне очень трепетно относятся к своей истории и архитектуре, по религиозным соображениям многие родители не хотят, чтобы их дети шли по этой стезе. В исламе создавать изображение человека и животных нельзя. Осаме пришлось очень долго отстаивать своё право поступить в академию изящных искусств Египта, так как отец был категорически против. Благодаря настойчивости и таланту памятники, сотворённые его руками, теперь украшают многие города России и самое сердце Египта.

И, хотя, тверичане бывали в Египте, едва ли им удалось увидеть всю красоту этой страны. В лучшем случае отдыхающие успевали сделать фото у знаменитых пирамид. Между тем египетская культура ими не ограничивается. Профессор Осама эль Серуи мечтает о том, чтобы россияне прониклись духом его родины. Как символ международной дружбы он собирается сделать полюбившейся ему Твери подарок - за собственные средства установить возле краеведческого музея собственноручно сделанный памятник.

- Год назад мне в голову пришла идея: совершить обмен памятниками культуры, чтобы наши народы сблизились. Ведь египтяне знают о России тоже достаточно мало. Поэтому я взялся за работу, и сейчас в Российском центре культуры в Каире уже стоит памятник Чехову, в Египетско-российском университете Каира друг против друга возвышаются памятники учёным Габеру Бен Хайану и Дмитрию Менделееву. В Москве появилась скульптура Саиду Дарвишу, основателю современной музыки Египта. В Твери же хочется поставить памятник бывшему египетскому министру образования Тахе Хусейну. Этот человек был слепым и при этом выдающимся деятелем культуры. Благодаря ему образование в нашей стране стало обязательным и бесплатным.

Русская школа

Российскую же систему образования Осама всегда считал лучшей в мире. В своё время он сам прошёл отличную подготовку в российском университете и с тех пор мечтал, чтобы и его дети учились в России. Мечта сбылась год назад. После назначения Оса-мы эль Серуи советником Посольства Египта в России вся семья переехала из Египта.

- Моя младшенькая дочь Диана в Египте училась бале-

ту, а сейчас поступила в Московскую балетную школу. Эта школа славится на весь мир, и заниматься в её стенах - счастье. А старший сын Гамаль, уже имея высшее египетское образование, учится во ВГИКе. Будет режиссёром. Я всегда восхищался российским образованием, теми обширными знаниями, которые давались в обязательном порядке. Нигде больше нет подобной учебной программы. Вот только сейчас очень встревожен: почему-то страна начала копировать Запад, учёбу стараются сделать платной, поставить всё на коммерческие рельсы. Но западные образцы не пример для подражания. Когда правительство убирает руку с образования, это плохой знак. Непонятно, если есть деньги, то как можно жалеть их на самое главное - на просвещение?! Сейчас россияне могут гордиться Солженицыным, Менделеевым, но что будет через сто лет, если образование станет платным? Бедным гениям придётся торговать газетами и работать грузчиками ради выживания. А те, кто живёт не в столице, а в Твери или области, как они смогут поступить в хороший вуз, когда бюджетных мест всё меньше, а цены растут?

А ещё не понимает профессор, почему в России порой уничтожаются памятники архитектуры. Когда узнал, сколько уникальных церквей, старинных построек было разрушено, пришёл в ужас. На его взгляд, задача нынешнего поколения - сохранить как можно больше объектов в первозданном виде. И особенно наш Тверской императорский дворец.

- Это здание насквозь пронизано историей, почему его не привели в порядок раньше? Думаю, что люди со всей страны и иностранцы с радостью приехали бы в Тверь, чтобы увидеть его собственными глазами. Путевой для Верхневолжья - словно пирамиды для Египта - настолько же значим! Поэтому буду ждать, когда дворец отреставрируют, обязательно побываю в нём и друзей египтян приведу. Давайте дружить городами и странами!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах