Частный сектор не выдерживает возросшей нагрузки
Экватор зимы пройден, и хотя до её окончания ещё не менее месяца, уже можно делать некоторые выводы. За этот сезон город пережил и крепкие морозы, и оттепели, и настоящие стихийные бедствия в виде обильных снегопадов. Иначе говоря, службам муниципального унитарного предприятия "Тверьгорэлектро" пришлось столкнуться с полным набором чрезвычайных ситуаций, типичных для этого времени года.
Что делать, если в доме регулярно отключается свет ? Какие меры предпринимают электрики, чтобы аварий стало как можно меньше? О самом актуальном для этой зимы рассказывает Александр СТЕПАНОВ, главный инженер предприятия.
Диспетчерам - шквал звонков
- Александр Александрович, несколько случаев массового отключения, которые имели место в этом году, вызвали всплеск негодования у жителей. Что это было?
- В течение зимы нет, пожалуй, ни одного жителя, как частного сектора, так и многоквартирных домов, у которого не происходило отключение электроэнергии. Причин тому множество. Кроме аварийных отключений со стороны сетевых организаций, когда нарушается работа оборудования 0,4 кВ и 6 -10 кВ в распределительной сети, это может быть вызвано неисправностью внутренней проводки многоквартирных домов или установкой приборов учёта. Бывают вынужденные отключения для реализации других плановых работ. Причиной временного отсутствия света может стать обрыв проводов в результате проезда негабаритной техники, падения деревьев или схода снега с крыш.
Часто у жителей складывается ошибочное мнение, что если свет погас в их районе, то его нет и во всем городе, и они начинают бить в набат, паниковать, звонить, куда только возможно, даже на телевидение, если с первых двух раз не удалось дозвониться до нашего диспетчера. Дело в том, что норматив времени, на который возможно отключение потребителей третьей категории, кем, собственно, и являются частные лица, составляет 24 часа. Однако есть определённый временной отрезок, который люди согласны терпеть - в среднем два часа. Если света нет дольше - это вызывает шквал возмущения и негодования.
- Как же строится работа диспетчера, если возникает отключение света?
- Хочу заметить, что поступающие жалобы никто не кладёт в стол, каждая из них находится на контроле, и хотелось бы понимания со сто.роны горожан. Вот смотрите: от одной трансформаторной подстанции запитаны, как правило, десятки домов в частном секторе либо около пятнадцати домов ближе к центру. Диспетчер один, и в случае чрезвычайной ситуации ему позвонят как минимум 15 человек, а скорее всего, и больше. Для того чтобы диспетчер отреагировал на сигнал и послал оперативно-выездную бригаду на место, нужен один звонок.
Далее он начинает координировать работу бригады, если, например, серьёзного нарушения не произошло и восстановить электроснабжение возможно сразу, в течение 10 - 20 минут.
Иногда отключения происходят не в одном месте, а с раз.бросом по городу, и тут начинается работа по распределению. Дежурных бригад три, и если случается четыре отключения в разных местах, понятно, что кому-то придется подождать. Дополнительные бригады готовятся, если накануне было объявлено штормовое предупреждение и чрезвычайные ситуации можно было предвидеть. Диспетчеру очень сложно выполнять такую непростую работу и дать развернутый ответ каждому позвонившему, даже если их будет только пятнадцать. А звонков, на самом деле, в разы больше.
Затверечье - самое проблемное
- Есть ли в Твери наиболее проблемные районы?
- Да, их несколько. В основном это районы, где 95% территории является частным сектором. Отдельно стоит упомянуть Затверечье - в текущем сезоне этот район неоднократно переживал аварийные отключения. Одним из самых масштабных было отключение в конце декабря, что связано с грандиозным ростом нагрузок.
В частном секторе вообще очень сложно прогнозировать нагрузку, а этой зимой морозы случались нешуточные, и люди массово начинали пользоваться обогревателями. Пик активности жителей, когда происходит так называемый вечерний максимум потребления, приходится примерно с 17 часов 30 минут до 21 часа. Люди приходят домой, включают бытовые приборы -водонагреватели, стиральные машины, электрочайники (а чайник потребляет примерно 2 кВ). Такое активное использование электричества, разумеется, вызывает перегрузку рас.пределительных сетей.
- Какой же выход из этой ситуации?
- Учитывая, что сети, которые снабжают электричеством этот район Твери, построены 30 - 50 лет назад, провода здесь небольшого сечения и длины. Понятно, что в разы выросшей нагрузки они просто не выдерживают. Происходит нагрев и провисание проводов, возникает необходимость уменьше.ния длины линии, увеличения сечения провода, установки новых опор и замены старых.
Вся эта работа ведётся как в обычном производственном режиме, так и в процессе аварийных отключений. Чтобы заменить все сети сейчас, требуются капитальные вложения, они предусмотрены инвестиционной программой, которую в этом году нам утвердила Региональная энергетическая комиссия. В планах - реконструкция системы энергоснабжения в деревне Малые Перемерки, строительство электрических сетей в посёлке Константи-новка, реконструкция сетей в деревне Красное Знамя и посёлке им. Крупской, мероприятия по реконструкции системы энергоснабжения Тверецкого водозабора.
Весной - свои тонкости
- Не за горами весна. Какие проблемы характерны для этого времени года?
- Весной наступает период смены температур, когда воздух регулярно колеблется из минуса в плюс. Скажем, днём при +3С снег, лежащий на проводах, обмяк, а ночью при -1С он превращается в лёд. Никто не отменял и такое явление, как элементарный сход снега с крыш на деревья, которые прогибаются под его тяжестью и падают на провода. Отсюда -нагрузки, провисания, обрывы, замыкания.
Это стандартные неизбежные ситуации, к ним нужно быть готовыми и не паниковать, если вдруг в доме на пару часов погас свет. Можно посоветовать жителям подумать о дополнитель.ном источнике бесперебойного питания - это сегодня вполне общедоступное явление. Либо, если речь идет о частных домах, устанавливать котлы, которые не будут зависеть от наличия напряжения в сети.
Напоминаем номера, по которым вы можете звонить в случае нарушения подачи электричества: Дежурный диспетчер -
32-07-03 ЕДДС (Единая дежурно-диспетчерская служба) -44-12-44 ЕИАЦ (Единый информационно-аналитический центр)-8(800)700-23-32