Как отстоять свои права при обращении за медицинской помощью
Мы не ценим здоровье, пока оно есть, и дорого платим, когда оно утрачено. Только с началом болезни начинаем понимать, как важно сохранять и укреплять здоровье: вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек, перейти на здоровое питание, заниматься спортом. Но при бешеном ритме современной жизни, нынешних экологических условиях очень важную роль играет качественное медицинское обслуживание.
Информация важна!
Многие пациенты считают, что если лечат бесплатно, то ожидать хорошего качества медицинской помощи бессмысленно. И они неправы.
Тверской филиал страховой компании "МАКС-М" в своей работе особое внимание уделяет информированию населения о правах застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, о том, как правильно воспользоваться этими правами и уметь их отстаивать при обращении за медицинской помощью.
За 9 месяцев этого года нами рассмотрено более 100 тысяч устных и письменных обращений граждан. Постепенно увеличивается число консультаций застрахованных по вопросам выбора медицинской организации и врача, организации работы лечебного учреждения, качества медицинской помощи, что указывает на то, что уровень осведомлённости населения о своих правах в области медицинских услуг постепенно повышается. Поэтому, когда люди приходят, звонят, обращаются - это нас радует. Это значит, что наша работа приносит свои результаты. Сегодня в каждом медицинском учреждении, работающем в системе обязательного медицинского страхования, есть информационный стенд страховой компании "МАКС-М", где указаны перечень лечебных учреждений, виды медицинской помощи, предоставляемой бесплатно, информация о правах и обязанностях застрахованных, необходимые телефоны и реквизиты компании.
На что жалуются пациенты?
Анализируя обращения застрахованных, мы видим, что конфликтные ситуации возникают даже не вследствие оказания некачественного медицинского обслуживания, а попросту из-за того, что порой врач не уделяет должного внимания информированию пациента по вопросам, возникающим в процессе лечения. Очень часто бывает так, что опытный врач, профессионал своего дела, не считает нужным давать разъяснения пациенту о состоянии его здоровья. Раз уж мы коснулись темы информирования граждан, то этот момент на сегодня чётко оговорен федеральным законом: в медицинской организации вам обязаны предоставить сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также получить ваше добровольное согласие на проведение медицинского вмешательства. К примеру, законом установлено: чтобы сделать прививку ребёнку, необходимо получить письменное согласие (или отказ) родителей. Но, к сожалению, очень часто в дошкольных и школьных образовательных учреждениях это правило игнорируется, что и порождает вполне обоснованные претензии граждан. Большая часть обращений застрахованных связана с взиманием денежных средств за медицинскую помощь, которая должна быть им предоставлена бесплатно.
Каждому из нас важно знать, в каком случае может быть оказана бесплатная медицинская помощь и когда она должна оплачиваться за счет личных средств граждан?
Прежде всего, надо понимать, что ОМС - это оплата не всего, что есть в медицине. По полису ОМС вам обязаны бесплатно предоставить большой, но не безграничный набор медицинских услуг. Этот набор определён в Территориальной программе ОМС, которая ежегодно утверждается Законом Тверской области. В Программе четко прописано, какая медицинская помощь предоставляется бесплатно по полису обязательного медицинского страхования.
В ОМС действуют свои правила, которые надо знать:
Правила, которые нужно знать
1. В ОМС есть слово "надо" и нет места "я хочу". Бесплатно будет оказана только та помощь, которая необходима человеку по медицинским показаниям ("надо") и назначена лечащим врачом. Всё, что "я хочу" предоставляется как платная услуга.
2. В ОМС возможно наличие очередности на получение медицинской помощи, за исключением экстренных ситуаций, когда помощь должна быть оказана незамедлительно. Так, в Территориальной программе зафиксировано, что срок ожидания плановыми больными диагностических исследований и приема врачей узких специальностей в поликлинике не должен превышать 7 рабочих дней, компьютерной томографии и ядерно-магнитно-резонансной томографии (МРТ) - 1 месяца. Поэтому все отговорки типа "на бесплатные анализы запись уже закончена, записывайтесь через месяц либо платите" или "специалист в отпуске" незаконны. Если поликлиника не может эти услуги оказать в течение установленного времени, она должна дать направление в другое медицинское учреждение. А люди, не знающие свои права, молчат или предпочитают платить из своего кармана. Также Территориальной программой установлен порядок госпитализации граждан в стационары медицинских учреждений. Плановая госпитализация обеспечивается при наличии медицинских показаний после проведения на догоспитальном этапе необходимого минимума диагностических исследований. Время ожидания госпитализации определяется очередью, но максимальный срок ожидания не может превышать 14 дней с момента записи на очередь.
3. В стационаре бесплатное лекарственное обеспечение осуществляется в соответствии с утвержденным Территориальной программой "Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения" и стандартами оказания медицинской помощи. Приобретение пациентом за собственные средства лекарственных средств допускается с его согласия, если пациент отказывается лечиться препаратами, входящими в указанный Перечень. Хочу сразу обратить внимание, что лекарственное обеспечение амбулаторно-поликлинической помощи осуществляется за счет личных средств граждан, за исключением лиц, имеющих установленные законодательством Российской Федерации льготы.
Так за что же гражданин должен или может платить? Это в первую очередь так называемые бытовые, или сервисные услуги (например, пребывание в палате повышенной комфортности). Но, прежде чем предложить пациенту платную услугу, врач обязан проинформировать его о возможности получить медицинскую помощь бесплатно. За деньги услуга может быть оказана только после согласия самого гражданина. Оказание платных услуг не должно создавать помех для пациентов, которые обращаются за бесплатной медицинской помощью, т.е. врач может оказывать платную медицинскую помощь вне своего основного рабочего времени по бесплатному приему граждан или в специальных платных отделениях.
Что делать, если вам рекомендуют пройти анализы или другие процедуры, назначенные врачом, платно? Обращайтесь в администрацию медицинской организации, ссылайтесь на Территориальную программу, в ней перечислен гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Копия Программы должна быть в каждой медицинской организации. Если вам не помогли, звоните в свою страховую компанию (телефон указан на полисе ОМС). Для обеспечения прямого общения с населением в филиале ЗАО "МАКС-М" в г. Твери работает консультационно-диспетчерский центр, звонок на который является бесплатным из любой точки России, в том числе и с мобильного телефона,
8-800-333-77-03 - этот номер указан на полисе обязательного медицинского страхования каждого нашего застрахованного.
Если вам все же пришлось оплатить услугу, которая по закону является бесплатной, или приобрести лекарственные средства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, обращайтесь в администрацию медицинского учреждения или свою страховую компанию с копиями документов об оплате. И если будет доказан факт неправомерного взимания платы за оказанные медицинские услуги или приобретения медикаментов в период стационарного лечения, медицинскому учреждению придется вернуть затраченные денежные средства. Кроме того, к медицинской организации, допустившей нарушения, страховой компанией будут применены штрафные санкции. Это наш основной рычаг воздействия. Но и руководитель лечебного учреждения по результатам нашего рассмотрения вправе применить дисциплинарные меры в отношении виновных медицинских работников.