"Зачистка" свиней подкосила деревню
- Соседка моя двух поросят держала. У Анны Ивановны, что напротив живёт, три хряка было. Свиней уже откормили, мясо собирались продать, а на вырученные деньги купить детишкам, а их у неё трое, одежду к школе. Но куда там, - не может сдержать слёз Нина Васильева, жительница деревни Колталово Калининского района.
Тут, всего в 35 километрах от Твери, одним из первых в области был обнаружен вирус африканской чумы. С приходом этой заразы жизнь местных жителей пошла наперекосяк.
"Не кулаки, а раскулачили"
Июль 2011 года колталовцы считают худшим за всю историю деревни и вспоминать о нём не любят. Уже год прошёл, как сожгли всех свиней в округе, и страсти поутихли. На серых, покосившихся дощатых сарайчиках, где раньше держали поросят, висят амбарные замки. Рядом валяются поросшие мхом кормушки - единственное, что напоминает о прошлой, более "сытой" жизни. У одного из домов я встретила местную жительницу, бабу Нину. На вопрос, чем теперь живёт Колталово, женщина выдала всё как на духу:
- А никак мы не живём - существуем! Вроде не кулаки, а раскулачили! Без свинины оставили и без работы в придачу. Вон сколько людей из "Большевика" под сокращение попало. Дочка у меня в Бежецком районе живёт, так её заставляли за собственные средства проверять свиней на чуму. Откуда, спрашивается, у деревенских лишние деньги?! А компенсация в 80 рублей за килограмм мяса? Попробуйте на такие деньги его где-нибудь купить!
Упадническое настроение селян понять можно. Более полувека в Колталово существует свиноводческое предприятие "Большевик", где ещё не так давно работало полдеревни. Тут же недорого колталовцы покупали поросят для частного подворья. На том и стояли. Когда на ферме обнаружили чуму, зарплату платить стало не с чего и рабочих пришлось сокращать.
- Мы теперь убыточное хозяйство, кое-как держимся на плаву, и то благодаря молоку. Есть у нас небольшое коровье стадо, но оно не спасает, - рассказал Сергей ЯЦЕНКО, пред.седатель СПК "Большевик". - Когда чуму обнаружили, был шок. Ведь падежа не было, внешне животные никаких признаков болезни не проявляли. Просто при очередном забое скота отвезли материал на экспертизу, и в лаборатории объявили, что мясо заражено вирусом. Приехали специалисты, дали распоряжение свиней утилизировать. Причём делали мы это сами. Вот и представьте: работники сначала выращивали поросят, а потом сами же их и сжигали. Тут уж плакали все, никто слёз не стеснялся. К нам же на утилизацию свозили животных с личных подворий и даже из соседних деревень. Более 1000 голов сожжено было.
Объяснить, откуда взялась зараза в Колатлово, местные не могут. Разговоры о свиной чуме у жителей вызывают бурную реакцию, и все, как один, считают, что не случайно болезнь пришла в страну. Но больше всех возмущался дед Витя, размахивая кепкой перед лицом. У него своё мнение, откуда у беды ноги растут:
- Специально заразили перед вступлением в ВТО! Диверсия это! Точно вам говорю, чтобы нашего мяса не осталось и мы покупали заграничное! А я вот не буду есть их свинину, я курочек завёл, пусть тощие, зато свои!
Одна корова на всё село
Не все, как дед Витя, с исчезновением свиней задумались о том, чтобы начать выращивать других животных. Пройдя полдеревни, мне так и не удалось найти признаков присутствия живности. "Так что же, вы теперь вообще животину не держите?" - поинтересовалась я у проходящей мимо молодой женщины, которая представилась Любой.
- Почти нет. Дорого сейчас скотину содержать. На всё Колталово - только одна корова. Стоит она больше 15 тысяч рублей, нам не по карману. А ведь её кормить надо, сено где-то брать, на зиму сам столько не заготовишь. В деревне же в основном люди в возрасте живут. Всю жизнь народ проработал, но пенсии копеечные. А когда свиней сожгли, и вовсе руки опустились. Ведь одного большого порося на весь год почти хватало.
Повезло лишь тем, кто успел ещё до "чумной зачистки" поросят правильно "пристроить". Вот и Люба призналась мне, что успела-таки спасти своё добро.
- Когда слух пошёл, что в деревне чума, мы поросёнка быстро закололи, накрутили тушёнки и банки в подвал спрятали. Так и выживали. Зимой, когда у мужа заработка не было, варили картошку да с тушёнкой и ели. Она только и выручала. Я всё понимаю, что вирус, что слож.но остановить его. Но как быть людям, для которых своё подворье - единственная возможность выжить?
Ответить на этот вопрос мне было нечего. Для нашей русской деревни чума стала настоящим бедствием и разделила жизнь селян на "до" и "после". Сначала люди худо-бедно жили, а теперь и вовсе выживают.