Мама Михаила Круга о знаменитом сыне, внуках и расследовании
Листая альбом с фотографиями, она тихонько вытирает слёзы, а потом долго ещё сидит у окна, вспоминая годы, когда её сын был жив. Прошло почти десятилетие с тех пор, как знаменитого и всеми любимого шансонье Михаила Круга нет с нами, но для Зои Петровны, его мамы, это время не летит, а тянется.
Сейчас она вместе с дочерью Ольгой и внуками живёт в доме, где когда-то жил Михаил, вяжет шали и часто слушает песни сына. 7 апреля Кругу исполнилось бы 50 лет. О том, каким был знаменитый шансонье и почему до сих пор не названы имена людей, совершивших страшное преступление, мы поговорили с Зоей Воробьёвой.
"Каждый день - "Ералаш"
- Зоя Петровна, каким рос Михаил? Говорят, что не проходило и дня, чтобы он как-нибудь не подшутил.
- С Мишей никогда скучать не приходилось. Он рисовал карикатуры на одноклассников, рано начал сочинять стихи и петь. Как-то на одном из школьных концертов он захотел выступить со своей авторской песней, положенной на музыку Высоцкого. Но, когда вышел на сцену, до того забылся, что начал петь самого Высоцкого. Случился настоящий скандал. В зале - полнейшая тишина, ученики шепчутся, учителя за головы схватились, меня в школу вызывали, долго отчитывали за поведение сына.
Но это ещё что! Однажды в третьем классе учительница попросила ребят рассказать о своём увлечении. А у сына в то время хобби появилось - собирать винные этикетки. Ну а мы с отцом любому увлечению рады были, лишь бы делом был занят. Если найдём бутылку красивую, домой несём, надо же было помогать. Так вот, учительница увидела всю эту красоту и спрашивает: "Миша, где же ты бутылки берёшь?" А он: "Мне мама с папой дают!"
Михаил всегда юморной был, и маленьким любил похохмить, и когда вырос. Как-то пришёл, в дверь позвонил, я открываю, а он стоит пьяный, лыка не вяжет и говорит: "Мама, я с бабой". Ну, думаю, сейчас ты у меня получишь! И только я на него разозлилась, как он распрямляется, улыбается и бабу мне протягивает... ту, что на чайник заварочный сажают. В общем, каждый день "Ералаш"!
- Все знают, что, несмотря на то что в репертуаре Михаила было много песен про заключённых, сам он никогда не привлекался и был добропорядочным человеком. Почему же так часто и так проникновенно он пел о тюремной жизни?
- Всё Мишкино детство и юность прошли во Дворе Пролетарки, среди Морозовских казарм, в окружении дворовых товарищей. И были среди его друзей те, кто прошёл через тюрьму, чьи отцы и братья отсидели сроки. Конечно же, ребята всё это обсуждали. А так как Миша умел тонко чувствовать чужую боль, он рассказывал истории товарищей в стихах, перекладывал их на музыку. Я у него как-то спросила: "Миша, почему ты поёшь про тюрьму?" А он вздохнул только: "Мама, это же наша жизнь, это всё рядом с нами!" И, знаете, я начала понимать его слова только тогда, когда на улице ко мне подходили совершенно незнакомые люди, заглядывали в глаза и говорили: "Ваш сын спел про меня. Я не понимаю как, но он рассказал мою судьбу!"
- А что сейчас стало с той казармой, где вырос Миша?
- Окна нашей квартиры заложены кирпичом, здание разваливается, и, чтобы никто не мог туда въехать, все входы и выходы заколотили. Грустно смотреть, как разрушилось место, где прошла большая часть нашей жизни. И ведь весело прошла, интересно. Мы с отцом Мишкиным много работали, в 6 утра начинались трудовые будни, а в 5 утра закипал куб - большой чан с водой, и все дружно шли пить чай. Кстати, некоторые путают, думают, что проживали мы в так называемом "Париже" - самой большой казарме, о которой Миша упоминал в песне. Но это не так, мы жили в казарме
N 48, она была поменьше и ничем не отличалась от остальных.
"Тверь - лучше всех"
- Многие артисты, получая всероссийское признание, перебираются в более крупные города. А Михаил никогда не думал уехать из Твери?
- Что вы, он даже слушать об этом не хотел! Куда бы ни ездил, всегда с радостью возвращался домой. Я его частенько спрашивала: "Ну как там, в новом городе?" А он отмахивался: "Мам, город как город, наша Тверь всё равно лучше всех". Мише не раз предлагали поклонники, мол, и квартиру в Москве купим, только переезжай, но он всегда отказывал. Любил сын свой родной город всей душой и был большим сторонником переименования Калинина в Тверь. Он в первых рядах поддерживал эту идею, хотел, чтобы столица Верхневолжья процветала, и сам как мог помогал этому процессу.
- Церковь Михаила Тверского, куда постоянно приезжают почитатели таланта
Круга, построена на деньги вашего сына. Он всегда был верующим человеком?
- Как он к вере пришёл, это отдельная история. Однажды проезжал Михаил часовню, что на проспекте Чайковского, и увидел своего дворового друга, который у входа просил подаяние. Миша остановился, разговорился с ним и узнал, что тот потерял в Афганистане ноги и мизерной пенсии на жизнь не хватает. С тех пор Круг никогда не проезжал мимо этой церквушки, всегда останавливался, общался с товарищем и заходил в часовню. А потом и лучший друг его Леонид Телешев стал приглашать с собой в храм. Мишка как-то сказал по этому поводу: "Меня будто торкнуло,и всё". Предчувствие беды
- Спустя практически 10 лет после трагедии удалось ли найти хоть какие-то зацепки в деле по убийству Михаила?
- Увы, до сих пор ничего неизвестно. Прошлой весной дело забрали в Москву. Московские специалисты, рассматривая бумаги, сказали, что очень плохо сработали оперативные сотрудники, прибывшие на место преступления. К сожалению, мы так и не знаем правды, и я даже не берусь говорить, узнаем ли когда-нибудь. Но могу сказать одно: Миша как будто предчувствовал беду. Когда Ира родила Сашу и лежала ещё в роддоме, мы все собрались за столом, Михаил думал, как назвать сына. Потом встал и сказал: "Я назову его Александром. Вот только дал бы бог мне его вырастить". Я тогда подумала: ну что же за глупости, и даже одёрнула Мишку, мол, чего это ты несёшь? Но сердцем я всё же ощущала некую тревожность, сын был рад рождению Саши, но вместе с тем чего-то боялся, переживал. Но чего? Так и не знаю. Теперь я жду высшего суда, божьего, потому что вера в наш, земной, у меня угасла.
- Михаила при жизни окружало много людей. А после трагедии остались те, кто приезжает в гости, навещает вас?
- Действительно, было много друзей, вдоль нашего дома всегда стояли машины, кто-то заходил на огонёк. Но после трагедии осталось всего несколько человек, кто приезжает в гости и интересуется нашей жизнью. И самый большой наш друг, это, конечно, Леонид Телешев. Сейчас вместе с сестрой Миши, Ольгой, он организовывает вечера шансона, в том числе и посвящённые моему сыну. Оля открыла Музей Круга в "Лазурном", куда постоянно приезжают поклонники его творчества. Каждый раз 7 апреля они с Телешевым проводят концерт в честь Мишиного дня рождения, куда приходят его самые верные почитатели.
- После того как Михаила Круга не стало, под его творческим псевдонимом стала выступать его жена Ирина. Как вы к этому относитесь?
- Я рада, что песни сына продолжают жить, что они звучат и вдохновляют людей. Правда, у Иры уже своя жизнь, она живёт в Москве, но мы часто созваниваемся, она привозит Сашеньку на каникулы.
- Как живут сейчас ваши внуки?
- Дима, старший сын Миши, живёт с нами, в отчем доме, ему скоро 24 года исполнится. Недавно он окончил университет МВД в Санкт-Петербурге, вернулся в Тверь и преподаёт в учебном Центре при УВД на Соминке. Сашке 10 лет, мы с ним вместе проводим каждое лето. Так что я считаю себя счастливой бабушкой.
- С чего начнётся ваш день 7 апреля?
- Мы поедем на кладбище, где похоронен Миша, и знаем, что будем там не одни. Каждый год в день рождения сына сюда приходят люди, приносят цветы, подолгу стоят, плачут. Это поразительно, как много людей до сих пор не забывают его. И, знаете, пока мы все его помним и любим, он жив. Миша живёт в наших сердцах, и я стараюсь не думать о том, что его нет. Для меня он словно уехал на гастроли, и настанет время, когда он обязательно вернётся, мы обнимемся, и он как обычно произнесёт: "Мама, я так по тебе скучал".