Геральдист Владимир ЛАВРЕНОВ - автор не только гербов городов и районов Верхневолжья, но и основатель Музея козла в региональной столице. А ещё - инициатор создания Музеев пчелы и малины в Сандово и Бежецке. На днях Лавренову вручили "Крест святого Михаила Тверского". К слову, эту награду, как и многие другие, он разработал сам.
Говорящие гербы
- Владимир Ильич, в наше время герб хотят иметь все - и города, и сёла, и фирмы. Это стало модным поветрием. Как вы считаете, нужно ли нам такое изобилие геральдических символов?
- Для любого западного человека ясно: если в стране присутствует только государственная символика, это признак несвободного общества. А местная символика - признак демократии, ведь герб - это первый показатель, символ свободы. Геральдика отражает и характер той власти, которая стоит у руля, она подвержена её идеологическому влиянию. Например, когда пришла советская власть, старый герб Твери, утверждённый ещё в 1780 году, захотели сменить. Объявили конкурс, и победил в нём замечательный проект. На красном геральдическом щите был изображён козёл, а сверху написано: Калинин. Но гербом города эта работа так и не стала: символ посчитали двусмысленным, хотя козлы - исконное название тверичан. Так, к примеру, рязанцы - косопузые, псковичи - скобари, торопчане - чёртовы головы, а новоторы - воры. В итоге на гербе Твери так и осталась золотая корона, лежащая на золотом стуле. Она является символом былого политического значения Тверского княжества, а также данью тому, что именно князь Михаил Тверской впервые на Руси начал именоваться самодержцем.
Индийский след
Вы создали около двухсот гербов и эмблем. Какой вам запомнился больше всего?
- Герб Зеленогорского сельского поселения Вышневолоцкого района, потому что на нём изображён белый слон! Когда его вносили в Государственный геральдический регистр Рос- сийской Федерации, мои коллеги шутили: "Теперь-то мы знаем, где родина слонов". Но это животное появилось здесь, потому что когда-то на территории поселения располагалась фабрика по производству рисового крахмала. Доставка сырья производилась из Индии, с предприятия, символом которого был белый слон. Но даже это название подвергалось идеологической правке:слон во времена Советов стал красным! А потом и вовсе про- пал. Ещё одна интересная история связана с гербом Эммауса. По Библии это город, где произошло явление воскресшего Христа ученикам, весь мир об этом знает. В Израиле такого поселения уже нет, зато оно мистиче- ским образом перенеслось сюда. И то, что рядом с Тверью есть Эммаус, находящийся на таком же расстоянии, на каком он был от Иерусалима, - удивительно. Поэтому и создан герб, соответствующий этому величию. В его основе лежит трансформированная древняя символика Иерусалимского королевства: крест с четырьмя безантами, символизирующими богатство и хлеб. Сам крест является символом победы и связи между прошлым и будущим.
- Несмотря на то что геральдика прочно вошла в нашу жизнь, у многих она до сих пор ассоциируется со Средневековьем...
- Современный мир пронизан символами больше, чем Средние века. Деньги, значки на мобильном телефоне, бытовой технике, магазинные вывески - всё это геральдика. Даже привычные обручальные кольца и тот момент,когда новорождённых мальчиков перевязывают голубой ленточкой, а девочек - красной, тоже символы. Когда-то наследников русского престола повязывали голубой лентой ордена Андрея Первозванного, а девочек - красной лентой ордена святой Екатерины. Имперские ордена в советское время были отменены, а символичность сохранилась.
- Владимир Ильич, вы автор Музея козла в Твери, уже ставшего знаменитым. Есть ли у вас ещё идеи по созданию необычных музеев?
- Хотелось бы создать Музей герба и символики Тверской области, слонов в Зеленогорском сельском поселении и Музей детства. Но кто всё это будет содержать? Ведь ни один из них не станет коммерчески прибыльным. И тут важна позиция власти: они должны всячески помогать энтузиастам,ведь музеи придают особый колорит городу, делают его известным, притягивают ту- ристов. За границей это давно поняли и вовсю используют. Почти в каждом зару- бежном городке есть своя изюминка: Музеи лодок, бананов, телефонов, сказок и так далее. И мэрии всячески поддерживают добровольцев, готовых собирать экспонаты и выставлять их на обозрение горожан и гостей. Нам бы тоже пригодился эдакий муниципальный патриотизм! Тем более что он бы помог возродить глубинку.
- Вы инициировали создание двух необычных Музеев в области - малины и пчелы. Как роди- лись такие смелые идеи?
- Началось всё с того, что я разработал гербы для Сандовского и Бежецкого районов. В Сандово на гербе изображена пчела, а воссозданный исторический герб Бежецка украшает куст малины. Позже, глядя на эту символику,мне в голову пришла мысль:а почему бы не подкрепить столь говорящие гербы ещё и музеями? Предложил это местным администрациям, те мою идею поддержали, и так появились сандовский Музей пчелы и бежецкий Музей малины, в который народ теперь едет из всех уголков страны. Вот вам пример того, как буквально на пустом месте можно создать красивые бренды.
- Очень печально, что наряду с вновь открывающимися небольшими музеями наша глав- ная историческая достопримечательность - Тверской Путевой дворец - находится в полнейшем упадке. Как вы думаете, когда его наконец восстановят?
- Я считаю, что лучший способ восстановить Тверской императорский дворец - вернуть туда резиденцию губернатора. Возможно, это единственный способ возродить уникальный памятник.