Герои Германа Мазурина - жители тверской глубинки
"Дядя Стёпа - милиционер", "Каштанка", "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна", "Старик Хоттабыч", "Вовка - добрая душа" и многие другие. Едва ли найдётся тот, кто не читал этих добрых детских книг. Но мало кто знает, что все нарисованные персонажи этих историй вышли из-под карандаша уникального художника Германа Мазурина.
Вот уже 30 лет как Герман Алексеевич живёт каждое лето в небольшой деревушке Шитовичи, что под Вышним Волочком. Тут, вдали от шума городского, он черпает своё вдохновение. Простые деревенские мальчишки и девчонки, сами того не подозревая, становятся прообразами знаменитых героев, навсегда поселившихся в книжках.
Тимуровцы из Шитовичей
Его рисунки родом из нашего детства. Смеяться, дружить, спешить на выручку и никогда не сдаваться - герои Мазурина учат жить и чувствовать по-настоящему не одно поколение ребят. Вчерашние мальчишки и девчонки - сейчас уже бабушки и дедушки, читают книги, иллюстрированные художником, своим внукам.
Удивительно, но сколько бы ни минуло лет, двухметровый милиционер дядя Стёпа, храбрый Тимур со своей командой, добродушный Хоттабыч и другие персонажи по-прежнему остаются вне эпохи и будоражат детское воображение. Более того, все эти герои - не вымышленные, а настоящие люди, находящиеся рядом с художником: его родные, друзья, товарищи и соседи. К примеру, тимуровцы - ребята, живущие в Шитовичах. Леса, где охотились Белый Бим и Иван Иваныч, расположены в деревнях Волмень и Селиваниха под Волочком. А двор местной бабы Мани Становиковой - прообраз двора из повести Солженицына "Матрёнин двор"
- Если темой для рисунка становится сельская местность, то я всегда рисую Вышневолоцкий район. Я очень люблю свою деревню, и, хотя родом из Пензы, но к Шитовичам душой прикипел. Больше 30 лет назад купил тут дом, и за эти годы успел породниться с Вышневолоцким краем, - признаётся художник. - Здесь легко работается: меня вдохновляет местный деревенский колорит, люди, живущие по соседству. Тут я провожу всё лето, а зимой уезжаю в Москву, где работаю в должности профессора в МГАХИ имени В. И Сурикова.
"Волька - это я"
Страсть к рисованию у Германа Мазурина проявилась в детстве. Отец из большой крестьянской семьи и не смог получить хорошего образования, но очень любил книги и сумел привить маленькому Гере любовь к чтению. Но тогда детских книжек не было, а во взрослых отсутствовали картинки, поэтому мальчик с упоением рисовал героев и события на тетрадном листке, а потом аккуратно вклеивал их в книгу. Одной из таких книг, которую "оживил" художник, был "Тихий Дон" Михаила Шолохова. С тех пор рисование стало его основным занятием и любовью.
- Я рисовал везде и всегда, а когда настало время выбирать будущую профессию, решил связать её с рисованием. Сначала поступил в Пензенское художественное училище, а потом уехал в Москву, поступил в институт имени Сурикова на графический факультет. Учился я в мастерской книги у знаменитого профессора Бориса Дехтерёва.
Самым первым и теперь уже легендарным героем, положившим начало творческого пути Германа Мазурина, стал ни кто иной, как милиционер дядя Стёпа. Его художник нарисовал, учась на третьем курсе.
- Я просто выбрал эту книжку и решил создать к ней персонаж, каким он мне виделся. А преподаватель взял да позвонил Сергею Михалкову: "Тут у меня один студент сделал дядю, не хочешь посмотреть?". Михалков согласился, и вот я уже у известного поэта дома. Сергей Владимирович с улыбкой рассматривал мои рисунки, похвалил и одобрил к печати. А через несколько месяцев в издательстве "Детская литература" вышла в свет книга с моими иллюстрациями. Сколько же тогда было радости!
Ещё одним радостным событием художника стал знаменитый "Старик Хоттабыч" Лазаря Лагина. Эта книга была дипломной работой молодого художника, иллюстрации в ней получили всеобщее признание и вошли в историю как образец классики жанра. Книжка выдержала с тех пор 34 издания.
После окончания вуза Герман Мазурин проиллюстрировал очень около трёхсот книг. Кроме детских, оформлял и произведения для взрослых - серьёзные, драматические. Но, признаётся, что детская литература ему гораздо ближе.
- Я, конечно, иллюстрировал и Достоевского, и Горького, но мне намного интереснее и приятнее создавать книги для детей, где герои - обыкновенные мальчишки и девчонки. А тот же Волька Костыльков из "Старика Хоттабыча", можно сказать, мой автопортрет. Весёлый и бесшабашный мальчишка, честный, жизнерадостный, находящий выход из любого положения, - таким я был и до сих пор остаюсь. Не могу представить себя героем "Гранатового браслета", а вот Том Сойер и Гекльберри Финн мне близки.
Всё хорошее - рядом
Работы художника Германа Мазурина ценятся не только у нас в стране, но и за рубежом. Например, в США, в музее Марка Твена, находятся иллюстрации из книги "Том Сойер и Гекльберри Финн". Многие рисунки выставлены в Австрии, Германии, Франции и Китае. И это неудивительно, ведь так правдиво рассказать историю посредством красок удаётся единицам, и Мазурин в их числе. Он не просто рисует, он проживает вместе со своими героями одну и ту же жизнь. Вернее, он живёт рядом с ними - мальчишками и девчонками, бегающими босыми по траве, гоняющими в Шитовичах кур и гусей, купающимися в речке. Именно эти искренние, неподдельные моменты вдохновляют иллюстратора, когда он берёт в руки карандаш.
- Зачем что-то придумывать, если я могу нарисовать соседских Димку или Андрея? Эти ребята - самые настоящие маленькие герои. Если хочешь найти что-то хорошее, не обязательно идти за ним слишком далеко, всё самое лучшее - рядышком. Успевай только замечать и запоминать. Именно поэтому я не расстаюсь с карандашом и блокнотом, чтобы успеть запечатлеть лучшие моменты из жизни, лучших людей, их лица, черты характера, манеру двигаться и говорить. А если понравилась местность, то рисую и её. Например, почти во всех книгах, где есть сельская природа, можно узнать черты Верхневолжской деревни.
Сначала Герман Мазурин находит образы в жизни, рисует их, а потом наброски переходят со страниц его блокнота в книги. Например, в книжках писателя Астафьева все ребята из Шитовичей, а в "Голубой чашке" Гайдара главная героиня Света срисована со Светки Становиковой, сейчас Светлана уже взрослая, работает в Москве. Множество раз рисовал художник и свою дочку Аню, она недавно стала бабушкой: внуку Диме 5 месяцев, но он уже герой книги "Дафнис и Хлоя", над которой работает сейчас его прадедушка.
"Через книгу познают мир"
Герман Мазурин предпочитает иллюстрировать книги русских и советских авторов.
- Западная детская литература воспитывает личное сознание, а наша - общественное. К примеру, недавний случай, который потряс всю страну: самоубийство девочек. Ведь они как раз и были воспитаны на личном сознании - я, мне, моё. Они совершили страшный поступок, не думая ни о ком, кроме себя. А советские писатели всегда учили думать о других: о родителях, друзьях, товарищах. И прежде чем сделать что-либо, дети всегда задумывались: а как к этому отнесутся мои близкие? К детским книжкам надо подходить очень трепетно, нельзя выпускать абы что, как сейчас это делают, так как халтура в таком деле имеет свои последствия.
Ещё одна проблема, навеянная модой, - книги, на иллюстрациях которых животные, люди и насекомые нарисованы так, что сложно догадаться, кто перед тобой. Нереалистичные картинки сплошь и рядом, и это тоже большой минус для подрастающего поколения.
- Книжка с картинкой формируют ребёнка, через книгу малыш познаёт мир, читать он ещё не умеет, и именно картинка даёт ему представление об окружающем. Поэтому, чем лучше нарисован рисунок, чем реалистичнее и точнее он, тем яснее дети будут воспринимать действительность. Я перед тем как изобразить медведя, изучаю, как он выглядит, какие у него повадки и пропорции, и только тогда переношу его на бумагу. И без такой вот работы не мыслю я своей жизни.
Рисовать жизнь такой, какая она есть, редкий талант, которым природа наградила Германа Мазурина. В его персонажах каждый сможет узнать самого себя, своего друга или соседа. Живые, весёлые, полные оптимизма герои Мазурина продолжают улыбаться нам со страниц любимых произведений, а вместе с ними улыбаемся и мы, дети, выросшие на настоящих книжках.