На неё, а также сферу обслуживания чаще всего жаловались тверичане
Защититься от мошенников, вернуть свои деньги, заставить управляющую компанию оплатить ремонт в вашей квартире... Всё это можно сделать, если вовремя защитить свои права потребителя. Самые острые и больные для тверских потребителей вопросы, поступившие на "Прямую линию" со Светланой Литягиной, начальником отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тверской области, касались жилищно-коммунальной и обслуживающей сферы.
Семь бед - один ответ
Мою квартиру сильно затопило. Виной потопа стали стояки - общедомовое имущество, которое годами не ремонтируется. С кого мне требовать компенсацию?
Л. Самойлова, Ржев
- Отвечать за прорыв стояков должна управляющая компания. Ваша задача - составить акт, пригласить независимую экспертизу, оценить размер ущерба и написать два заявления, оставив один экземпляр у себя. Требуйте, чтобы управляющая компания сама провела ремонт. Другой вариант - сделать его самостоятельно, предъявив при этом счёт за материалы и оплату работы третьих лиц. Если управляющая компания откажется компенсировать убытки, следует обратиться в суд.
Каждый месяц мы получаем квитанцию в 23 рубля за обслуживание домофона. В соседнем доме домофон устанавливала та же организация, но ежемесячной платы нет. Как это понимать?
В. Васильев, Тверь
- Всё зависит от вида договора, который был заключён с фирмой по установке домофона. Один из них - более дорогой, когда домофон и всё сопроводительное имущество переходит в собственность хозяев жилья. Второй - изначально дешевле, но с условием ежемесячной платы за содержание домофона. Я думаю, что у вас как раз такой случай. Если вас не устраивает эта ситуация, вы имеете право инициировать собрание собственников жилья и либо расторгнуть договор, восполнив при этом исполнителю все затраты, либо изменить его.
Антенна на нашем многоквартирном доме принимает 12 бесплатных федеральных каналов. Однако мы ежемесячно платим по 18 рублей компании, которая занимается её обслуживанием. Законно ли это?
В. Павлов, Тверь
- За антенной и её состоянием нужно следить. Этим и занимается обслуживающая организация, которой вы платите. Между тем, можно обратиться в Управление Роскомнадзора по Тверской области (улица Трёхсвятская, 6). Специалисты проверят качество сигнала и состояние антенны.
Хотела обратиться с жалобой, пришла в Управление Роспотребнадзора на ул. Дарвина, а меня отправили в какой-то консультационный центр. Почему?
А. Киреева, Тверь
- Консультационный центр ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" открылся по адресу: ул. Новоторжская, д. 6а. Здесь бесплатно подскажут, как решить проблему в досудебном порядке, как подать жалобу или претензию, созвонятся с предпринимателем и попробуют прояснить ситуацию. Открыт Центр с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00. Кроме того, специалисты по защите прав потребителей ответят на все ваши вопросы по телефонам 32-00-02, 32-35-98. Кстати, с открытием Центра количество обращений тверичан увеличилось в два раза!
Покупай, но проверяй
Купила платье на распродаже, а дома обнаружила брак. В магазине отказались его принять, заявив, что "товар со скидкой обмену и возврату не подлежит". И даже объявление об этом висит! Как быть?
М. Фадеева, Тверь
- Заявление о том, что товары со скидкой и подарки, которые идут бонусом, возврату и обмену не подлежат, является грубым нарушением закона. Покупатели должны знать, скидки и акции - это ценовая политика, а ответственность за качество вещей никто не отменял.
- Купила вещь с большой скидкой. Пришла домой, оказалось - брак. В магазине обратно вещь не приняли, сказали, что там было указано: "стойка с браком", но я не увидела. Как быть?
В. Антонова, Спирово
- Дело в том, что вам была предоставлена ненадлежащая информация: одной только надписи "стойка с браком" недостаточно. У каждой вещи с дефектом на этикетке должно быть указано, какой брак и где он находится. Если нет - магазин обязан вернуть полную стоимость товара. Вам следовало обратиться в Управление Роспотребнадзора по Тверской области. Наши специалисты могли провести соответствующую проверку.
Кто контролирует... Интернет?
- Хочу заказать вещь через интернет-магазин, но пока размышляю. Скажите, много ли жалоб поступает на эти виртуальные торговые точки?
В.Измайлова, Тверь
- Жалоб на интернет-магазины, работа которых регулируется правилами дистанционной торговли, поступает мало. К примеру, в прошлом году была всего одна. Поэтому я могу посоветовать внимательно изучить сайт, задать продавцу все интересующие вопросы. Важно помнить, что если при доставке вам не объяснили условия и сроки возврата товара, то по закону вы можете отказаться от него в течение трёх месяцев.
- Сдали телевизор на гарантийный ремонт. Все его сроки уже прошли, а технику так и не возвращают. Должен ли магазин выплатить неустойку?
К. Петрова, Максатиха
- Гарантийный ремонт техники должен идти не более 45 календарных дней, включая выходные и праздники. Если это требование нарушено, покупатель имеет право потребовать неустойку в размере 1 % от цены товара в день. Кроме того покупатель может взять справку о неремонтопригодности вещи и обратиться с письменным заявлением в магазин с просьбой вернуть деньги или обменять телевизор на другой с перерасчётом стоимости.
Нам необходимо отвести холодильник в сервисный центр на гарантийный ремонт. Должен ли магазин оплатить доставку?
С. Зайцева, Кашин
- В том случае, когда товар некачественный и весит более 5 кг, заниматься его транспортировкой должен продавец. Однако если у него нет такой возможности, покупатель может сам отвезти технику, например на грузовом такси, предъявив при этом счёт за перевозку продавцу.
- Микроволновая печь сломалась, мастер констатировал: производственный брак. А в магазине технику обратно не принимают, говорят, истёк гарантийный срок. Как быть?
П. Константинов, Ржев
- По действующему законодательству, обнаружив производственный брак, вы можете вернуть вещь в течение двух лет после продажи. Если по каким-то причинам вы не можете найти магазин, например, он закрылся, все претензии следует направлять к изготовителю, то есть на завод. А если у предмета вообще не указан срок службы, изготовитель должен отвечать за него в течение 10 лет.
- Сдали сотовый телефон на гарантийный ремонт, взамен на время дали другой, но очень старую модель. Это законно?
К. Плешакова, Калязин
- Вполне. По существующим сегодня правилам, если ремонт телефона длится более трех дней, продавец обязан дать вам другой, обладающий набором основных функций. Отказывать в предоставлении другого аппарата продавец не имеет права, в противном случае - пенни 1 % за каждый день просрочки.
Как правило, магазины сами отправляют товар на экспертизу. А есть ли в Твери независимые экспертные организации, куда могут обратиться сами потребители? По карману ли их услуги?
К. Садова, Тверь
- На сегодняшний день в Твери существует 8 частных компаний, которые проводят экспертизу товаров, работ и услуг. Их адреса и телефоны можно найти на сайте Управления Роспотребнадзора по Тверской области www.69.rospotrebnadzor.ru в разделе "Защита прав потребителей". Стоимость их услуг зависит от самого товара, насколько он технически сложен.
Я обратилась в салон "Окна и Двери", что на улице Горького, выбрала двери и оплатила их. Однако вскоре фирма закрылась, и ни дверей, ни денег я не увидела. Говорят, что бывший директор фирмы вообще работал по поддельным документам. Что же делать?
Д. Иванова, Тверь
- Вам следует обратиться в полицию и написать заявление с просьбой возбудить уголовное дело по признакам мошенничества. Здесь нужна оперативно-розыскная работа, а не просто защита прав потребителя. Мой совет: обращаясь в скандально известные фирмы, всегда берите с собой свидетелей, которые могут подтвердить вашу правоту потом в суде. И всегда оставляйте подлинники документов, квитанций, платёжек у себя, продавцам - только копии. Так вы сможете спасти свои деньги.