Офицер запаса в тверской глубинке выращивает экзотических птиц
"Вы как раз кстати, - спешной походкой встречает нас статный русский богатырь с покладистой бородой, - он ведь того гляди появится на свет". Он - это маленький птенчик страуса. Четырнадцатый "новорожденный" в хозяйстве Юрия Бучнева. Всего же на ферме у офицера запаса 86 страусов.
- Наше чудо вылупится через пару минут, - почти шёпотом продолжает Юрий Юрьевич. В светлом деревенском домике, где находится инкубатор, мы умещаемся с трудом, но для рождения нового потомства много не надо - здесь птичница София "принимает роды". Удар по яйцу весом в 1,5 кг - и через мгновение робкими всхлипами в тишину перед сакральным событием врываются первые звуки новой жизни.
- Какой бойкий, - с гордостью замечает довольный хозяин, вглядываясь в почти неподвижный комочек. - Должно быть, знатный страус вырастет!
Оружие - на лопаты
Ещё год назад в деревеньке Степурино под Старицей никто и подумать не мог, что здесь можно вырастить экзотических красавцев. А теперь каждый житель с радостью рассказывает заезжим гостям о местных "жар-птицах".
- На Верхневолжской земле мы высадились десантом прошлой весной, - используя привычную для себя терминологию, Юрий Бучнев вспоминает, как впервые вместе с Михаилом Ранько, Олегом Климовым, Михаилом Беловым, Андреем Макаровым решил променять суетливую столичную жизнь на размеренную под Старицей.
Тогда пятеро закадычных друзей решили купить участок подальше от мегаполиса. И завертелось: сначала построили два домика для себя, затем одну маленькую сельскохозяйственную базу, потом другую, стали растить овец. Ездить по нетоптаным местным тропинкам приходилось на теперь уже знаменитом в окрестностях тракторе "Красный дьявол", а дрова колоть и траву косить учились с азов. Ведь военное оружие было куда привычней, нежели лопаты и косы.
Память - "девичья"
Вскоре Юрий решил завести и экзотических птиц: они в нашем климате и жить легко приспосабливаются, и за сезон по 80 яиц приносят, да и растут душе на радость. Наиболее пригодную для тверских территорий породу - чёрный африканец - удалось купить недалеко от Серпухова. Правда, довезти трёхлетних страусов по практически экстремальной дороге, было непросто. Мы от Твери до фермы ехали часа три. Всё потому, что в районе Старицы заканчивается асфальт и начинается сельское бездорожье. Мы-то к нему привыкли, а вот заморские птицы - нет.
- Но этим смельчакам даже дорожная тряска нипочём, - рассказывает Юрий Юрьевич.
Хоть и говорят, что страусы прячут головы от страха, назвать птиц боязливыми у их хозяина язык не поворачивается. Не прошло и недели, как 72 иноземных храбреца принялись танцевать на ещё не растаявшем снегу - в помещение было не загнать. А когда наступила нынешняя жара, выдернули себе немало перьев - так засуху переносить легче. Ели всё, чем их угощали - и капусту русскую, и траву, и морковь. А обжившись на Тверской земле семьями по две самки и самцу, даже с кошками местными подружились.
Правда, память у горделивых птиц "девичья": уедет хозяин на несколько дней, они его подзабудут и по возвращении так и норовят ущипнуть.
- Главное, на дороге у страуса не становиться. Всякого, кто преградит ему путь, птица весом в 170 кг запросто способна пнуть ногой, а молодой страус в силах разбежаться до скорости 50 км в час - такая у них страусиная защита, - предупреждает Юрий Бучнев.
"Любят яркое и блестящее"
Тем не менее щупленький Василий и богатырь Самсон внешне кажутся вполне дружелюбными. С легкостью опускаются на колени, запрокидывают голову и ритмично двигают крыльями. Увлечённые брачным танцем в борьбе за красавицу Блондинку - единственную светлую страусиху на ферме, - они даже не взглянули на нас. А перерыв сделали только тогда, когда их пришёл кормить завхоз Андрей - его шустрые птицы узнают по солнцезащитным очкам, которые здесь парень практически не снимает.
- Они, как дети, любят всё блестящее и яркое. А если в них светят вспышкой, пытаются тут же выхватить фотоаппарат. Так что держите свой прибор покрепче, - улыбаясь, советует Юрий Юрьевич.
По дороге, которую фермеры построили в деревне сами, мы вскоре направляемся к другим питомцам - им всего лишь несколько дней. Хрупкие создания тянутся попробовать новый, ещё неизвестный для них корм, в то время как их хозяин поясняет:
- В течение трёх первых дней птицы не питаются и кажутся совсем не способными к жизни. Но уже через четыре месяца по весу смогут составить конкуренцию восьмилетнему ребёнку.
Почти с "сапсановой" скоростью развивается и сама ферма. Через год на свет появится ещё 30 молоденьких страусов, для которых уже сегодня строятся новые павильоны. Из их яиц, способных по размеру сравниться с двумя десятками куриных, а по вкусу более нежных, друзья собираются делать пасхальные сувениры. Но даже не украшенное росписью столовое яйцо стоит не менее 1000 рублей. А пушистые перья стали излюбленной игрушкой внука Бучнева Артёма. Возможно, и он скоро переберётся под Старицу вместе со своей мамой и бабушкой, ведь всем в семье Бучнёвых деревенский уклад жизни не только по духу, но и по силам. Помочь Юрию по хозяйству его родные приезжают почти на каждые выходные.
- А знаете, почему в древности страусов считали самой справедливой птицей? - загадочно продолжает Юрий Юрьевич, - А вы посчитайте их перья с обеих сторон - их поровну. Так и в этой деревенской жизни у нас всё в гармонии: и тяжёлый труд, и долгожданный покой, и такие приятные сюрпризы, как этот, - целуя щупленького птенчика, замечает его счастливый хозяин.
Досье:
Юрий Бучнев родился в Казахстане в 1954 году. Окончил военно-политическое строительное училище в Семфирополе. По окончании вуза отправился служить на космодром "Байконур". В 1991 году, будучи в должности капитана, уволился и переехал в Москву, где занимался бизнесом. С 2009 года проживает в Тверской области, ведёт фермерское хозяйство. Женат, имеет дочь Татьяну и внука Артёма.