Вера Гусева прошла всю войну фронтовым почтальоном
- Однажды в одну из частей разом пришла целая стопка писем. Только доставлять их было некому: все погибли. До сих пор помню, как горели конверты...
Даже спустя 69 лет от этих воспоминаний у фронтового почтальона Веры Гусевой наворачиваются слёзы. Только память - это не письма, она не горит.
"Почтальонов боялись как огня"
В августе 1941 года в почтовое отделение железнодорожной станции Калинина пришёл офицер и предложил добровольцам вступить в ряды почтово-военной службы. Все, кто находился в тот момент в конторе, замолчали и опустили глаза в пол. Лишь одна маленькая девчушка не смутилась.
- Как про войну говорить, так это мастаки, а как до дела дошло - так все притихли, - возмущалась тогда 22-летняя Вера Гусева. - Запишите меня первую.
Вслед за бойкой Верой записались ещё двое. Уже на следующий день она вместе с подругами в здании кинотеатра "Вулкан" получала военную форму.
- На фронте даже почтальонам тяжело было. На конвертах одни пятизначные цифры, в глазах рябит, в землянке темно, - вспоминает Вера Гавриловна. - С ног падали от усталости, но работу свою делали. Понимали, как хочется солдату, может быть, перед последним боем получить весточку из дома, и как ждут дорогие солдатские треугольники родные и близкие. Ждут с замиранием сердца. Не ровен час вместо долгожданной весточки от мужа нагрянет похоронка. Потому боялись нашего брата, почтальона, как огня.
До середины 1942 года Вера Гусева вместе с сослуживцами жила в землянках. Когда заканчивалось продовольствие, ходили в соседнюю деревню, обменивали у местных жителей одежду на картошку.
- Как-то раз пошли с подругой в деревню. Путь не близкий, через поле, а оно всё завалено трупами немцев. Страшно было жуть как, но всё равно шли. Приходим в деревню, спрашиваем: "Почему немцы разутые-раздетые лежат?" Оказалось, местные жители после боя пошли на это поле и разули немцев - носить было нечего.
"Это была Победа!"
Победу младший лейтенант Гусева встретила в Румынии. Здесь в городе Брашов Вера служила в гарнизонной почте: принимала посылки, которые советские солдаты отправляли на Родину. На деньги, имевшиеся у русских, раз в месяц можно было позволить себе купить пачку печенья, отрез ткани да кусок мыла. А потому посылки эти были на вес золота.
- Я их полную машину наберу и везу в Бухарест, а оттуда уже отправляли родственникам фронтовиков. Помню, нагрузили как-то полную машину посылок, а брезентом не накрыли. На кочке одну потеряли. Был бы с собой наган - застрелилась: это ж надо, не уследить! Я ведь тогда два дня искала солдата, за чьей посылкой недосмотрела. Вместе с ним собрали новую. Только тогда от сердца отлегло.
Весть о том, что советские войска разгромили гитлеровскую Германию, девчонки-почтальоны встретили за работой.
- Занимаемся мы сортировкой писем и посылок, вдруг забегают к нам румыны и кричат что есть мочи: "Почему вы здесь сидите, айда на улицу, ваши уже все там!" Мы всё бросили, побежали... А на улице флаги красные развеваются, музыка, люди обнимаются. Кто смеётся, кто плачет. Глазам своим не верили! Ведь это была Победа!