Знаменитый шансонье Михаил Круг 7 апреля 2017 года отмечал бы 55-летний юбилей. Он написал бы еще много песен, выпустил бы не один альбом, дарил радость поклонникам и тем, кого безгранично любил. Но судьба распорядилась иначе.
«Парижское» детство
Екатерина Евсеева, «АиФ в Твери»: Зоя Петровна, как рос Михаил Круг?
Зоя Воробьёва: Мы были простой семьёй. Муж работал инженером на вагонном заводе, я трудилась на хлопчатобумажном комбинате. Жили в морозовских казармах. Тогда это был мини-город со своей больницей, яслями, роддомом, театром. В домах на каждом этаже стоял куб с кипятком, где брали горячую воду. Топили торфяными брикетами. Да, жили скромно, тесно, но дружно. О том времени вспоминаю с ностальгией. Я сама выросла в городке, здесь родились мои дети - Оля и Миша. Потом мужу дали квартиру на улице Орджоникидзе. Однако мы всё равно часто приезжали в казармы, где осталась бабушка Миши. Позже сын споёт на всю страну про Двор Пролетарки, казармы, «Париж», как тогда называли одну из них.
- Каким был ваш сын?
- Ещё в детстве я сказала ему: «Мишка, ты, наверно, необыкновенный будешь у нас». Он так отличался от всей семьи! У нас все серьёзные, а он постоянно шутил, был душой любой компании. Но хлопот, признаюсь, познали с ним много. Мальчишка рос сорванцом. Глаз да глаз за ним нужен, а мы с отцом целыми днями на работе.
Будучи взрослым, сын тоже боролся за правду. Когда он работал шофёром, был такой случай. Миша забирал продукцию с молокозавода и увидел, что одинаковые бидоны расставляют по разным сторонам. Поинтересовался, в чём дело. Оказалось, в одних бидонах - молоко повышенной жирности для партийных чиновников. В других - разбавленное, для обычных тверичан. Ох, как его это разозлило! В общем, поменял он бидоны местами. Когда обман вскрылся, Мишу попросили уволиться. Но вместе с сыном в знак солидарности заявление об уходе написали ещё пять человек. Пришлось всех оставить.
А как он любил розыгрыши! Приходит как-то домой, руки в боки и с вызовом говорит: «Я не один! С бабой!» Все оторопели, у нас в то время отец болел. А Мишка вытаскивает из-за спины тряпичную куклу, что сажают на чайник: «Вот баба!» Личные же переживания сын держал в себе. Была у него первая любовь Марина. Все крохи, что у него тогда были, тратил на неё. Но девушка не дождалась его из армии. Миша сильно переживал, но утешений не принимал. Отвечал, что мужик, сам разберётся. Долго не женился. Я всё допытывалась, в чём дело, а Миша ласково отвечал: «Мам, я хочу такую, как ты». Он был любящим сыном, заботился, дарил подарки. Когда у него появились деньги, построил мне дом, привозил одежду из-за границы, оригинальные вазы. Но больше всего помню его букет из тридцати роз. Мне никогда столько цветов не дарили.
Город любви и смерти
- Многие уезжают из Твери в мегаполисы, а Михаил всегда воспевал родной город. Откуда такая любовь?
- Вся наша семья из Твери, для нас это действительно родина. Когда Миша прославился, местные криминальные авторитеты предлагали ему покровительство. Сын отмахивался и возмущался: мол, зачем ему это в родном городе? Тверь и есть его «крыша»! Его звали в Москву, в Петербург, предлагали жильё и контракты, но он не собирался переезжать. Очень любил наш город. Когда ему было грустно или волнительно, садился за руль и колесил по улицам, наслаждался пейзажами. Его это успокаивало. По иронии судьбы Мишу убили именно в День города Твери, которую он воспевал.
Роковой день
- Страшное преступление до сих пор не раскрыто. Как продвигается дело?
Тот роковой день остаётся для нас страшной загадкой. Утром 1 июля 2002 года я мыла посуду, когда мне сказали, что Миша умер. Поверить не могла! Казалось, если дотронусь до сына, отхлестаю по щекам, он придёт в себя. Увы… Долго потом жила на уколах, из-за переживаний нарушился слух. Знаете, что страшно? Миша предчувствовал свою смерть. За пару месяцев до гибели у него с женой Ириной родился сын Саша. Михаил всё качал его и с тревогой повторял: «Только бы Господь дал мне его вырастить». В последнее время он часто брал меня за руки и просил: «Мам, ты только живи долго. Ладно?».
Хоронили Мишу всем городом, половину улиц в центре тогда перекрыли. Попрощаться приехали Владимир Жириновский, Александр Семчев, многие другие известные люди и сотни простых тверичан.
- Поддерживают ли вас сегодня поклонники сына?
- Мне часто звонят, присылают цветы и подарки незнакомые люди. В почтовый ящик не раз клали записки со словами благодарности. Моя дочь Ольга проводит в Твери экскурсии под названием «Приходите в мой дом». Туристы приезжают из разных регионов. Мы показываем им город, места, связанные с Михаилом: морозовские казармы, где он родился, городской сад, площади Капошвара и Гагарина, которые упоминаются в его песне, музей Круга в здании ресторана «Лазурный». Желающие записаться на экскурсию, как правило, связываются с моей дочерью Ольгой Медведевой через социальную сеть «ВКонтакте». Миша был гостеприимным человеком, и мы стараемся, чтобы двери нашего дома всегда были открыты.
«Я сверху вижу»
- У вас два внука от Михаила. Как сложилась их судьба?
- Старшему, Дмитрию, рождённому от первого брака Михаила, уже 28 лет. Он живёт вместе со мной в отцовском доме. Дима работает в полиции, очень серьёзный человек. На гитаре не играет и не поёт. Всего добивается сам: в детстве Миша дал ему наказ не прикрываться его именем. Ирина, вторая жена Михаила, живёт в Подмосковье с сыном Сашей, другими своими детьми и новым мужем. Она много гастролирует, Саша учится в восьмом классе Преображенского кадетского корпуса. Мы поддерживаем связь, общаемся. Раньше я очень расстраивалась, что младшего сына Миша даже толком и не видел. А потом мне приснился сон, где Михаил улыбается и говорит: «Мам, я всё сверху вижу!»
Смотрите также:
- «Уйду - кто будет книги носить?» 75-летняя библиотекарь о сельском читателе →
- Деликатная работа. «Венерологи не имеют права осуждать пациента» →
- "В земной суд веры нет" →