Искусство или провокация? Уличный художник из Твери – о смысле граффити

 «Граффити – это попытка задать городу и его жителям неудобные вопросы», – говорит уличный художник из Твери Михаил Дрёмин, работающий под псевдонимом Майк Хайпер.

   
   

Он работал в Ижевске, Екатеринбурге, Сочи и Москве. Около полугода назад по семейным обстоятельствам переехал в Тверь. Недавно город предложил ему арт-сотрудничество. Теперь в областной столице может появиться фестиваль уличных художников, а настенное искусство станет легальным. Как раскрасить будни и оживить города, Михаил рассказал «АиФ Тверь».

Арт-терапия

Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь»: Михаил, как Вам наш город? Есть идеи, как преобразить?

Досье
Михаил Дрёмин родился в 1986 г. Окончил Уральский государственный лесотехнический университет (Екатеринбург) по направлению «Менеджмент по управлению качеством». Дизайнер, организатор фестивалей стрит­арта.
Михаил Дрёмин: Для художника Тверь – огромное полотно, на котором можно изобразить много всего интересного. Старые фасады, заборы, заброшенные дома – только рисуй. Отдайте эти полуразрушенные стены и помещения творческим людям – и бетонные коробки оживут. Граффити – хороший способ преобразить пространство. Было бы неплохо провести в городе фестиваль уличного искусства, пригласить художников из разных регионов России и даже из других стран, подтянуть к этому бизнес – и устроить арт-терапию самым болевым точкам Твери. Также в полузаброшенных зданиях можно создавать помещения, которые объединят галереи, площадки для мастер-классов, центры для художников, стилистов, татуировщиков и т.д. Такие места могут стать фишкой города.

– В каких только проблемах не обвиняют Тверь! Пожив в разных городах, как думаете, так ли всё плохо у нас?

– У всех регионов примерно одинаковые проблемы, будь то Урал, юг или центр страны: людей возмущают дороги, уровень жизни и т.д. Но уроки благоустройства у других городов нам можно взять. Да, в Екатеринбурге вы увидите много мусора во дворах, но зато там куча возможностей для работы и досуга, созданы условия для велосипедистов. Преобразилась Казань: там много хороших парков, спортивных и культурных объектов. В Твери же чувствуется нехватка зон отдыха даже для местных жителей, не говоря уже про туристов. Улица Трёхсвятская, набережная и парк Победы – вот, пожалуй, основные места для прогулок. Но этого мало! Люди хотят развлекаться, иметь досуг, а не просто сидеть на скамейках. В Твери есть крытый сквер на набережной Степана Разина, где можно и поиграть в настольные игры, и пообщаться. Это место притягивает к себе. Но таких пространств должно быть больше: не одно–два, а десятки! Тогда город начинает жить. Пока же у нас есть центр, где мы перемещаемся от заведения к заведению. Я заметил, что в Твери молодёжь не любит свой город. Они видят его как скучную коробку и мечтают отсюда уехать в Москву или творческий Питер. Почему бы не сделать город привлекательным? Арт-пространства в этом как раз помогут. Причём не надо больших денег. Главное – интересная идея.

Михаил Дрёмин. Фото: Из личного архива/ Михаил Дрёмин

Зарисовать проблему

– Во многих городах говорят о создании дизайн-кода. Нужен ли он Твери?

   
   

– Дизайн-код – это свод правил по оформлению вывесок и наружной рекламы, фасадов зданий в исторической части и вдоль туристических маршрутов. Его начали внедрять в Москве, потом рекомендации распространились на небольшие города. Их опыт, конечно, нужно изучать. Тверь – замечательный старинный город, который пока покрыт, как сыпью, несочетающимися вывесками, рекламой и т.д. Но внедрить дизайн-код не так просто. Всегда будет лобби из числа коммерсантов, которым это невыгодно и неудобно.

– Уличное искусство не только возможность оживить здание, но ещё и попытка выразить протест. Пока одни создают петиции, другие рисуют на стенах, дорогах и т.д. Насколько это эффективно?

– В Екатеринбурге несколько лет назад художники нарисовали на асфальте портреты чиновников, в том числе мэра города. Причём рты расположили на месте ям. Так люди привлекли внимание к плохому состоянию дорог. И знаете, помогло! Потом во многих городах страны раскрашивали ямы на проезжей части (в том числе и в Твери – Ред.), делали в них клумбы и т.д. Не раз о каких-то проблемах писалось на сугробах. Эффект всегда был: проблему решали, снег разгребали. В Екатеринбурге я как-то нарисовал на фасаде дома, который находился в ужасном состоянии. Через два дня приехали коммунальщики и не просто закрасили мои граффити, а привели в порядок весь фасад. По-моему, отличный способ обратить внимание! Часто в своих работах я использую глаза – как знак того, что пора увидеть проблему. Например, гранитный шар на площади у здания правительства в Екатеринбурге превратил во «всевидящее око». В Твери тоже рисую много глаз. Население часто слепо или уже просто смирилось с обещаниями, которые льются с экранов телевизоров. А уличное искусство пока помогает вызвать реакцию и получить обратную связь.

Искусство провокации

– Где грань между вандализмом и искусством?

– Творчество бывает разное, но оно и должно быть таким. Стрит-арт – искусство сродни провокации. Очень многое зависит от этики самого художника. Там, где неуместно, я в принципе не рисую. Например, памятники не порчу. Хотя, бывало, меня обвиняли в вандализме за рисунки на стенах старинных домов. В чём-то это обоснованно. С другой стороны, когда в центре города на улице Новоторжской уже много лет стоит дом, на 60% занятый наружной рекламой, это не портит внешний вид? А разве не вандализм – равнодушие тех, кто допустил такое количество разрушенных домов и тротуаров? Уличное искусство – неотъемлемая часть городской среды. При этом граффити не могут жить вечно. Когда исчезает смысл, их можно закрашивать.

– В Твери граффити – нелегальное дело. Создавать их можно только по согласованию с владельцами здания, иначе – штраф. Как быть?

– Да, это проблема, поэтому большинство художников работают ночью. Когда я встречался с городскими властями, мы тоже обсуждали данный вопрос. В итоге договорились, что художникам легально разрешат рисовать днём. Администрация Центрального района подготовит список площадей, на которых можно наносить изображения. Это могут быть тепловые пункты, заборы и даже жилые дома – при условии согласования с собственниками помещений. Вообще, если честно, не с художниками надо бороться. Рисуя по ночам, я вижу город таким, каким его не видят другие: когда компании пьяных людей ломают скамейки, детские площадки, какие-то архитектурные элементы. Опасности от таких личностей куда больше, чем от художников. Вот проблема, которую надо решать.

Фото: Из личного архива

Вон на улицу!

– Профессию уличного художника многие воспринимают скептически. Что Вас заставляет идти творить на улицу, почему нельзя выставляться в галереях?

Факт
За нанесение надписей и граффити вне отведённых мест художники платят штраф в размере до пяти тысяч рублей, организации – до 50 тысяч рублей.
– Вы представляете, что такое делать свою выставку? Это очень дорого. Чтобы создать картину, нужен холст, который стоит от 2,5 тысяч рублей. Понадобятся кисточки, акриловые краски, а это ещё по 500 рублей за штуку. Для выставки нужно создать не одну картину – вот и посчитайте. Кроме того, нужно заплатить за то, чтобы в принципе попасть в галерею и выставляться там. Стрит-арт обходится чуть дешевле. Я использую не баллоны, а краски и кисточки. В среднем небольшая работа стоит около 700 рублей. Всё, конечно, зависит от размеров. Что касается профессии уличного художника, скорее, это хобби, а не работа. Моя основная деятельность – дизайнер. Создаю логотипы, сайты, фирменные стили.

Бум уличного искусства в России пришёлся на 2011–2013 годы. Тогда появился фильм «Выход через сувенирную лавку» про известного английского художника Бэнкси. Картина так вдохновила, что многие вышли рисовать на улицы. Художники тратили по 15–20 тысяч рублей на арт-объекты, которые жили всего несколько часов. Чего только стоили работы Паши 183, которого называли русским Бэнкси. Но тогда граффити были новым явлением, коммунальщики яростно боролись с рисунками. Сейчас тоже ещё есть мнение, что дело художников не самое важное и полезное для общества. Почему так решили? Наши работы – это труд, отнюдь не бессмысленный. Он вызывает эмоции, размышления, изменения.

Смотрите также: