Про гектары. В Тверской области владельцы заросшей земли могут ее лишиться

Управление Россельхознадзора по Тверской области / пресс-служба Россельхознадзора

За неиспользование земель сельскохозяйственного назначения собственники сейчас платят пятикратный налог. Кроме того они могут лишиться своих наделов. Так в регионе борются с теми, кто годами не обрабатывает принадлежащие им угодья. Но пашни, где выращивают урожай, больше почти не становится. В Тверской области простаивает до 700 тысяч гектаров земли!

   
   

Участки раздора

В упадок сельхозугодья начали приходить в 90-е годы. Земля из кормилицы тогда превратилась в объект спекуляции. Развалились многие хозяйства, землю делили на паи и продавали за бесценок. В «прибрежных» районах, где много рек и озёр, участки, как правило, скупали олигархи в надежде потом перепродать за солидный куш. Коммерсанты приобретали поля, чтобы предоставлять их банкам как залог под кредиты. После кризиса 2008 года эта схема перестала работать, и земельные участки окончательно пришли в запустение.

Сегодня в Тверской области борщевиком и кустарником заросла примерно треть всех земель сельхозназначения. Больше всего пустующих полей в Жарковском, Оленинском, Спировском и Лихославльском районах. По закону неиспользуемые земли у собственника могут изъять. Три года простоя – и прощай, участок! Огородникам волноваться не стоит: на шесть соток радикальная мера не распространяется. Речь идёт о крупных сельскохозяйственных угодьях. Нерадивых собственников у них предостаточно. Только с января по март этого года Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям обнаружило нарушения на 3300 гектарах. Их хозяев оштрафовали на общую сумму 3,4 млн рублей. Данные о недобросовестных владельцах надзорные органы передают и в налоговую службу. Приходится раскошеливаться ещё больше: закон позволяет поднимать налоговую ставку на землю при её нецелевом использовании в пять раз – с 0,3% до 1,5% от кадастровой стоимости.

«Проблема зарастающих угодий актуальна для всего Нечерноземья. В прошлом году мы провели около ста проверок сельхозземель, после чего в бюджет дополнительно поступило порядка 800 тысяч рублей, – рассказывает глава Оленинского района Олег Дубов. – За год вернули в муниципальную собственность и ввели в оборот более тысячи гектаров. Часть земли отдаём в аренду, некоторые участки выставляем на продажу по кадастровой стоимости – около 30 тысяч рублей за гектар».

Собственникам, которые не могут использовать участок по назначению и не хотят платить за него налог, предлагают добровольно отказаться от земли. С начала этого года владельцы добровольно отдали государству 36 наделов общей площадью 300 гектаров.

«Для отказа от права собственности на земельный участок заявление нужно подать в орган регистрации прав. Решение примут в течение семи рабочих дней, – поясняет начальник отдела госрегистрации недвижимости Управления Росреестра по Тверской области Артём Воробьёв. – Однако при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненно наследуемого владения земельным участком заявление подаётся уже в орган местного самоуправления. Решение принимается в течение месяца».

Кстати
Земли сельхозназначения нередко становятся местом для складирования отходов. В прошлом году ущерб, причинённый почвам таким образом, в регионе превысил 128 млн рублей.
Впрочем, некоторые собственники придумали, как обойти штрафы и оставить участок при себе. Кто рулоны соломы оставит на поле, кто трактор пригонит пройтись по краям участка – всё для вида, что земля якобы обрабатывается.    
   

К 2021 году в регионе планируют ввести в оборот не менее ста тысяч гектаров земли сельхозназначения. Только кто её будет покупать и возделывать? В интернете сейчас сотни объявлений о продаже земли. В Кувшиновском районе предлагают участки по 20 тысяч рублей за гектар, под Торжком – за 9 тысяч. В Сандове и Лесном готовы отдать аж за три тысячи! Но желающих приобрести сельхозугодья очень мало.

Ненужные гектары

Рекультивация заросших земель стоит очень дорого и требует больших усилий. 

«Пять лет я бьюсь за свой участок площадью 15 га. По факту мне продали болото да лес, а по бумагам земли оказались ценными пашнями. Чтобы привести всё в порядок, даётся год. На деле же надо несколько лет, чтобы выкорчевать все деревья и перепахать поле, – сетует фермер из Рамешковского района Михаил Бажан. – Более того, из-за особого статуса моего участка на нём нельзя возвести даже хозпостройки. Чтобы снять запрет и признать земли сельскохозяйственными, их надо присоединить к населённому пункту. А для этого необходимо внести изменения в генплан Кушалинского поселения и заплатить 200 тысяч рублей».

В своё время заросшую землю купила и фермер Ольга Ланьо из Ржевского района. Им с мужем понадобилось два года, чтобы привести в порядок часть заросшей территории. В первое лето выкорчёвывали деревья. Во второе вспахивали, чтобы земля стала рыхлой.

Вот и получается, что возвращение земель в оборот идёт медленно. Тем временем заросшие поля в засуху представляют опасность. Ведь бурьян может вспыхнуть!

 

Смотрите также: