В полном осадке. Чем для региона обернётся дождливое лето?

Сергей Терехов / АиФ

Уже третий месяц в регионе льют дожди. После каждого ливня в областном центре - хоть потоп. Кажется, коммунальщикам и чиновникам впору шить «мокрое дело»! Почему мы тонем и как справиться с природными катаклизмами, Владимир Федулин рассказал нашему еженедельнику. 

   
   

Сели в лужу 

- Владимир Александрович, когда уже областной центр избавится от постоянных потопов? 

- Подтопления - давняя проблема Твери. Городским ливнёвкам уже по 30-40 лет, да и есть они далеко не везде. В своё время их прокладывали исключительно на улицах, где ходили трамваи и троллейбусы, чтобы в случае чего вода не вывела из строя электродвигатели. Это ул. Советская, проспекты Победы, Ленина, Волоколамский и ещё несколько улиц. Канализации для стоков нужно несколько раз в год прочищать от ила, песка, машинного масла, но для города это дополнительные расходы в бюджете. Тратиться на такие нужды чиновники не спешат. С каждым годом ситуация только хуже, после ливней город захлёбывается. Вода затапливает подвалы жилых домов. От сырости гниют коммуникации, разрушается фундамент. Ремонт из своих карманов оплачивают жители. Убытки терпят предприниматели, чьи офисы располагаются в цокольных этажах. Были случаи, когда некоторые организации в Твери не могли работать, потому что в подвалах стояла вода. Так пусть власти отвечают за это! Содержание ливневых канализаций - их дело. Надо принять закон, чтобы чиновники платили компенсацию потерпевшим. Два-три раза попадут на штрафы и сразу наведут порядок. Давно пора проанализировать состояние существующих ливневых канализаций, выяснить их пропускную способность и рассчитать, где требуются новые сооружения, а где достаточно промыть прежние. Пока я не вижу, чтобы что-то делалось. Одни разговоры!

- Нередко подтапливает Ржев, Осташков, Весьегонск. Что здесь не так? 

- Водная система в регионе завязана с плотинами. Они, как тромбы: не пропускают воду. Когда возникает угроза обильных осадков, городские власти, спасатели и руководство водохранилищ должны договариваться, когда нужно открывать плотины и сбрасывать воду. Если это делать вовремя, про потопы в населённых пунктах можно забыть: вода будет уходить. И на Тверь, кстати, это тоже влияет. Ещё одна причина затопления - загрязнение водоёмов. Помните наводнение в Крымске в 2012 году? Отчасти трагедия произошла из-за того, что местная река сильно заилилась, а берега заросли кустарником. Когда хлынул большой поток воды, он просто не смог пробиться и пошёл в город. Чем нам не урок?! Вот только реки в Верхневолжье не чистили уже около 20 лет. Дно Волги постепенно утопает в иле. Ещё одна проблема - вырубка лесов вдоль берегов. Деревья забирают лишнюю влагу, задерживают воду, но у нас их рубят - только щепки летят. Как бы не аукнулось! 

Вот зараза!

- Когда три года назад на Дальнем Востоке случилось наводнение, поплыли скотомогильники, нависла угроза сибирской язвы. В Тверской области таких захоронений тоже хватает. Насколько мы защищены от заразы? 

- Те скотомогильники, которые зарегистрированы, опасности не представляют. За ними следят, огораживают. Но где гарантия, что нет других захоронений? Были же периоды в истории, когда кладбища животных не ставили на учёт. Более того, никому не известно, что спрятано под водой. Когда в области создавали водохранилища, затопили огромные территории, десятки деревень. Не исключено, что там располагались и скотомогильники. Просто сегодня невыгодно поднимать эту тему. Представляете, каково узнать, что тверское водохранилище, которое питает Москву, - возможно, рассадник заразы?! А вероятность этого вполне велика. 

   
   

- Какие ещё природные бедствия могут нам угрожать? 

- Ждать можно чего угодно! В истории Верхневолжья бывало всякое. Например, в конце 80-х годах в Калязинском районе прошёл самый настоящий смерч. По рассказам очевидцев, чёрный огромный вихрь ломал и крутил деревья, а потом вышел на одну из деревень. Люди успели спрятаться в подвалы, но их дома поднимало вверх. Смерч носил постройки по воздуху, а потом резко сбрасывал вниз. От шести домов остались только печки. Впрочем, и остальные не подлежали ремонту. Местный магазин тогда приподняло и выбросило в пруд. Говорят, мужики ещё два месяца там водку вылавливали. Также на моей памяти сильнейшее наводнение произошло в Западной Двине. Лето было такое же дождливое, как сейчас. В один день лило без перерыва целые сутки. В реке тогда стремительно поднялся уровень воды. А течение стало настолько сильным, что унесло на дно нескольких человек, которые шли в тот момент по подвесному мостику через реку. Они дошли до середины, как мост прогнулся и опустился до уровня воды. Потоком закрутило и верёвочные перила, и людей. Все погибли. 

- Можно ли избежать удара стихии? 

- Сегодня можно предупредить практически любую чрезвычайную ситуацию. Было бы желание! При МЧС должна быть служба, которая обязана просчитывать опасность надвигающихся осадков. Например, сильный дождь прошёл в Осташкове, в верховьях Волги. Для Ржева и Твери это чревато паводками. Значит, надо вовремя поднимать плотины и сбрасывать воду. С моим участием разработана информационная интеллектуальная система по мониторингу и предупреждению аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Применять её можно и для контроля над паводками.

Достаточно внести необходимые данные в компьютер - прогнозы синоптиков, примерное количество осадков, степень заиленности водоёма и т.д. Система автоматически рассчитает все риски и покажет слабые места. Спасателям лишь останется вовремя принять меры. Но почему-то вместо умных технологий в регионе закупают лодки, чтобы во время наводнений приплыть в затопленные районы, привезти продукты, вывезти пострадавших на сушу. Видимо, считают, что это эффективнее. 

Верните солнце! 

- А в целом дождливое лето - это хорошо или плохо? 

- Конечно, плохо. Встали сельские работы, гибнут многие культуры. Недавно выступал министр сельского хозяйства России Александр Ткачёв. Он сказал, что обычно в середине лета уже кукурузу убирали, а сейчас она выросла только на 30 см. К концу июля, как правило, молотили миллиарды тонн зерновых, нынче даже не приступали. По Тверской области непогода бьёт вдвойне - у нас и без того зона неустойчивого земледелия. Если урожая не будет - жди подорожания цен. Да и на самочувствии людей частые дожди сказываются. Человеку нужны и солнце, и влага. А у нас случился перекос. Может, американцы опять постарались. В США ведь есть установки, которые действуют на ноосферу и влияют на климат. Несколько лет назад они спровоцировали жаркое лето. Может, и теперь чего нагнали. 

- От дождей размывает и дороги…

- А вот здесь погода как раз не виновата. Это безалаберность дорожников и чиновников. Если при строительстве не учитывались нормы отступа для обочины, угол наклона полотна и другие нюансы, неудивительно, что на проезжей части стоит вода. С сельскими дорогами и вовсе беда. С каждым годом канавы вдоль них всё больше зарастают, из-за этого вода не может быстро уходить. По закону канавы должны прочищать администрации сельских поселений, но у них для этого нет ни техники, ни денег. 

Займитесь делом 

- Наш регион «славится» чрезвычайными происшествиями: прорывы, потопы, снегопады и т.д. Вы в прошлом курировали в области коммунальное хозяйство. Область всегда была такой беспомощной? 

- В регионе и прежде случались серьёзные коммунальные аварии. Так, в конце 90-х взорвалась котельная в посёлке Озерки. Четыре тысячи человек остались зимой без тепла, топились буржуйками и электрообогревателями. Починить котельную удалось только к весне. Но эта авария послужила толчком для разработки программы по модернизации коммунального хозяйства. Мы проанализировали все котельные, водопроводы, теплотрассы, выявили слабые места. За три года, что действовала программа, удалось отремонтировать десятки аварийных объектов. Когда власть поменялась, проект закрыли. А зря: перспективы были большие. Только за счёт того, что тогда отремонтировали, область прожила без серьёзных происшествий десять лет. Коммуналкой надо заниматься: не отдавать предприятие в частные руки, не поднимать тарифы для населения, а вкладываться государству. Работать надо! Понимаете, коммуналка - это отрасль, которая должна заниматься жизнеобеспечением населением, а у нас из неё пытаются сделать коммерческую структуру и получать лишь прибыль. Так не пойдёт!

Досье 

Владимир Федулин 

Родился в Твери в 1952 г. Окончил Калининский политехнический институт по специальности «инженер-механик». С 1995 по 2005 гг. занимал должность первого замначальника департамента ЖКХ Тверской области. Сегодня разрабатывает проекты инженерных коммуникаций. Кандидат экономических наук.

Смотрите также: