Аферисты, желающие поживиться за счёт наших банковских счетов, придумывают всё более изощрённые способы обмана. Они умеют так разговорить человека, что даже образованные и, казалось бы, подкованные в финансовом плане люди попадаются на их удочку.
На днях жертвой мошенников чуть было не стала родственница одного из сотрудников «АиФ Тверь». Она попросила не указывать её настоящее имя.
Как усыпили бдительность?
Вклад в крупном коммерческом банке Ирина открыла в июне. Выбрала финансовое учреждение, включённое Банком России в перечень системно значимых кредитных организаций. Банк работает более чем в 70 регионах страны, у него очень хороший рейтинг и финансовые показатели. Чтобы получать проценты ежеквартально, для Ирины выпустили банковскую карту. На телефон установили мобильное приложение, чтобы отслеживать, когда придут деньги, и управлять ими.
Ничто не предвещало проблем. В конце августа на мобильный телефон Ирины позвонили с московского номера. «Ирина Сергеевна? – спросил мужской голос. – Это начальник департамента безопасности банка Георгий Александрович». Мужчина назвал банк, свою фамилию и точную сумму, которая у Ирины лежит на вкладе. Это стало «первой ласточкой», которая усыпила её бдительность. Жёстким, деловым тоном, как, наверное, и подобает сотрудникам службы безопасности, «Георгий Александрович» поинтересовался, не отправляла ли сегодня Ирина часть денег со счёта некому Брянцеву Алексею Андреевичу и может ли банк быть уверен в правильности подозрительного перевода. Естественно, Ирина сказала, что никакого Брянцева она не знает и деньги ему не переводила.
Тогда встревоженный сотрудник стал уточнять у Ирины некоторые детали. В частности, спросил, где лежит её договор, не мог ли он попасть на глаза посторонним лицам или быть украден. Кто-то ведь узнал номер её счёта! В том, что договор украден, Ирина засомневалась. Тогда мужчина задал вопрос: в филиале банка, где Ирине устанавливали мобильное приложение, ей сделали для него повышенную двойную защиту, как это положено? Таких тонкостей Ирина не знала. «Так… У нас уже бывали такие случаи. Есть, к сожалению, офис-менеджеры, которые допускают ошибки или недобросовестно выполняют свои обязанности. Мы разберёмся, а пока нужно срочно защитить ваше мобильное приложение. Следуйте моим инструкциям, я буду с вами на телефоне».
Далее «Георгий Александрович» сказал, что нужно скачать из «Play Маркет» антивирусную программу. То, что предстояло воспользоваться официальным известным интернет-ресурсом, стало «второй ласточкой», чтобы поверить аферисту. Программа называлась «TeamViewer», и Ирина легко нашла её в «Play Маркет». Как выяснилось позже, это не антивирусник, а приложение, открывающее к телефону удалённый доступ. Проще говоря, если ввести десятизначный код, который женщина чуть было не сообщила «службе безопасности», можно пользоваться телефоном на расстоянии: заходить вместо вас или вместе с вами в мобильные приложения, управлять вашими счетами, может, даже брать от вашего имени кредиты или расплачиваться вашими картами с помощью «Google Pay».
Женщина начала скачивать программу. Остановили её лишь коллеги, которые увидели, что Ирина сильно взволнована и уже долго разговаривает с кем-то по телефону, постепенно впадая в панику. А ещё – требование назвать тот самый десятизначный код. Ирина положила трубку. Ей тут же начали перезванивать. На компьютере она открыла сайт банка и убедилась, что перезванивают с одного из официальных номеров. Это чуть было не стало «третьей ласточкой» доверия.
Как разобралась в ситуации?
Ирина перезвонила в банк, но уже по другому номеру call-центра. Объяснила ситуацию. Ей сказали, что это мошенники. «Но, простите, а если бы подозрительный перевод действительно имел место? Как бы вы тогда действовали?» В банке объяснили, что сразу заблокировали бы карту, а уж потом начали бы разбираться. Даже если бы Ирина действительно сама переводила деньги некоему «Брянцеву», ей бы потом пришлось объяснить это в банке. А там, в свою очередь, сообщили бы, что приостановили перевод ради безопасности, и разблокировали бы карту уже по её просьбе.
Опасность миновала, но на всякий случай Ирина лично отправилась в Тверское отделение банка: узнать, точно ли вклад в целости и сохранности. И там познакомилась с людьми, у которых произошла такая же ситуация. «У нас сегодня поток клиентов с похожими историями! – сказали офис-менеджеры. – Деньги ваши целы, всё нормально, но лучше, на всякий случай, сдать телефон в сервисный центр, проверить его на вирусы и прочистить».
Вот так. Кого-то мошенники просят назвать номер договора. Кого-то – паспортные данные или номер банковской карты. Но к Ирине такие «избитые штучки» не применили. Всё по-умному, по-новому. Аферисты – просто потрясающие психологи. Сумели подойти к человеку грамотно, а главное – располагали личными данными.
Чем всё это обернулось?
Что было дальше? Неосторожность обернулась хлопотами. Так как сразу не определишь, что успели или не успели сделать аферисты с помощью скаченной Ириной программы, женщине пришлось срочно заблокировать все свои банковские карты, в том числе зарплатную и ту, по которой она обычно платит за покупки. С помощью телефона это было делать уже опасно: пришлось обзванивать банки лично. Вникнув в суть дела, технические специалисты на всякий случай блокировали и доступы в мобильные приложения. А в одном из банков карту заблокировали без возможности разблокировки: её будут перевыпускать.
Следующий шаг – полная прочистка мобильного телефона, установка на нём всех приложений заново, очередной обзвон банков либо личное посещение отделений, чтобы счета и мобильные приложения заработали. При этом в одном из банков предстоит написать заявление: «Прошу сменить логин моего мобильного приложения».
Не хотите попасть в подобную ситуацию? Тогда не теряйте голову. Помните: если вам поступает подобный звонок, кладите трубку и перезванивайте в банк сами. Пусть вас не смутят никакие доводы «солидных людей», якобы радеющих о сохранности ваших средств.
Смотрите также:
- Виртуальный развод. Как распознать аферистов по телефону и в сети? →
- Интернет-банкинг: экономим время →
- Деньги тю-тю! →