С ростом курса доллара цены в тверских магазинах резко выросли. Затем курс упал, чего не скажешь о стоимости товаров. Вместе с экспертами «АиФ в Твери» выяснил, почему так происходит и чего нам ждать в ближайшем будущем.
Что подорожало?
По данным Тверьстата, в марте по отношению к февралю цены выросли на 8,5%, в том числе продовольствие – на 7,5%, промтовары – на 14,1%, услуги – почти на два процента. Это усреднённые данные: по каждой группе картина разная.
В феврале килограмм говядины стоил в Твери в среднем 518 рублей, а в марте уже 581 рубль; килограмм полукопчёной колбасы в Ржеве – 513 рублей и 604 рубля соответственно; килограмм мороженой рыбы в Кимрах – 260 рублей и 276,5 рубля. «Февральский» килограмм сливочного масла в среднем по Тверской области обходился покупателю в 848 рублей, а «мартовский» – в 908 рублей; цена на десяток яиц была 79 рублей, а стала 85.
Из промтоваров резко подорожали стиральный порошок (на 18%), ювелирные изделия (почти на 60%), ламинат (на 30%), холодильники и компьютеры (на 50%). Стали дороже мужская, женская и детская одежда и обувь, корпусная и мягкая мебель. На 22–50% выросли в цене холодильники, стиральные машины, телевизоры и другие сложные бытовые приборы, а также смартфоны и автомобили. На 3,5% подорожали жизненно важные лекарства. По всем промтоварным группам цены в Твери были, как правило, выше, чем по области. Например, средняя цена на телевизор в марте в Твери была 61 567 рублей, а в регионе – 50 908 рублей.
Всего же за первые три месяца 2022 года цены у нас выросли на 11,3%. Если рост продолжится прежними темпами, к концу года бедных будет гораздо больше, чем сейчас.
Будет ли дешевле?
Почему это произошло? Именно в марте страны Запада вводили один за другим пакеты экономических санкций, которые вместе с тревожными ожиданиями россиян разогнали инфляцию и пошатнули рубль, из-за чего цены пошли вверх. Люди не понимают другого: курс рубля в итоге удалось стабилизировать внерыночными мерами регулятора – Банка России, но цены не снижаются. Почему?
Всё сказанное относится не только к импорту, но и к товарам, производимым в России: слишком тесно экономики всех стран сплетены сегодня друг с другом. Кроме того, весь мир зависит от цен на топливо, которые начали быстро расти именно после введения санкций против России – крупного поставщика нефти и газа на мировые рынки. «Вот пример из сельского хозяйства. Подорожавшее топливо запускает цепную реакцию: дорожают электроэнергия, семена, комбикорм, ветеринарные услуги, запчасти к сельхозтехнике, переработка мяса, его хранение в холодильнике и т.д. И как результат – дорожает готовая сельхозпродукция, на которую посредники и торговые сети делают ещё и свои накрутки», – рассказала нам фермер Алсу Ямалетдинова.
Повлиять на ценообразование административными методами возможно далеко не всегда. «Торгово-промышленная палата, например, не является организацией, контролирующей ценообразование, и не обладает функцией, которая может заставить кого-то снизить цены. Но это может сделать правительство России, договорившись с производителями и торговыми сетями, или «профсоюзы» предпринимателей, договорившись друг с другом. Но, на мой взгляд, принудительное регулирование цен не всегда хорошо», – говорит Владислав Шориков.
Свой прогноз, как поведут себя цены в ближайшие месяцы, нам дала доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного управления ТвГУ Галина Лапушинская. По её словам, они будут «меняться и колебаться», что связано с непрерывными изменениями внешней и внутренней ситуации в экономике, с поиском правительством верных решений. «Почти на всё, что связано с импортными поставками, цены подрастут, так как бизнес уже сейчас ищет другие каналы поставок взамен утраченным из-за санкций, а в цену продукта он включит затраты на усложнившуюся логистику и адаптацию к новым условиям. Российские же товары, особенно экспортные, могут даже подешеветь, потому что весь их объём теперь придётся продавать на внутреннем рынке. Привлечь же внимание покупателя можно в первую очередь приемлемой ценой и скидками. Такая ситуация продлится до сентября–октября. А в конце года должна наступить стабилизация цен, так как начнут работать долгосрочные меры правительства», – считает экономист.