«Нехватка педагогов-мужчин – большая проблема. Без них школа словно неполная семья», – говорит учитель Михаил Ракитин.
Мужчина преподаёт технологию – проще говоря, уроки труда – в школе № 19 в Твери. Этой весной его признали лучшим педагогом Тверской области, а 28 сентября он стал одним из лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года – 2019».
В преддверии Дня учителя, который будет праздноваться 5 октября, «АиФ Тверь» поговорил с Михаилом Юрьевичем об уроках труда, дефиците инженеров и детях XXI века.
Профессия энтузиастов
Екатерина Евсеева, «АиФ Тверь» Михаил Юрьевич, в современной школе мужчина-педагог – редкость. Как вернуть сильный пол в классы?
Михаил Ракитин: Нужно улучшать условия труда. К сожалению, не все учебные заведения могут предложить хорошую зарплату и адекватную степень загрузки, а мужчинам нужно обеспечивать семьи. Какие деньги можно заработать в школе? Оклады учителям повышают ежегодно, но они по-прежнему невысоки. Начинающий педагог может рассчитывать не больше чем на 20 тысяч рублей. Впрочем, и опытным учителям нужно постараться, чтобы заработать: взять полторы–две ставки, кружки, классное руководство. К зарплатам полагаются стимулирующие. Где-то их выплачивают раз в три–шесть месяцев, а где-то, как в нашей школе, каждый месяц. На доплаты влияют эффективность и результативность педагога, например, какие места его ученики занимают на различных конкурсах, олимпиадах и т.д. Я не рассматриваю свою работу с денежной стороны, просто получаю от неё удовольствие. Ко мне приходят дети, которые ничего не умеют на первых порах, а позже из них получаются настоящие юные мастера. Были случаи, когда пятиклашки потом сами делали элементарный ремонт своих комнат. Это и есть результат обучения!
Сегодня учитель – профессия отдельных энтузиастов. В отрасли остаются не те, кто работает в школе, а те, кто живёт ею. Ты не можешь быть педагогом с девяти до шести. После работы тоже думаешь о детях, уроках и т.д. И конечно, школам нужны преподаватели-мужчины. Без них учебные заведения словно неполная семья. В ней может быть уютно, но всегда будет не хватать некой крепости. Ко мне не раз подходили коллеги-учительницы и просили провести с некоторыми детьми воспитательные беседы. О чём это говорит? Мужской авторитет важен и нужен!
Муж на час? Не про нас!
– Сегодня выросло поколение мужчин, молодых пап, которые не умеют делать какие-то элементарные вещи по дому. Недаром популярны услуги «муж на час». Кто научит детей трудиться?
– Сам часто слышу на уроках от мальчишек, у которых что-то не получается: «Ой, ладно. Вырасту, буду зарабатывать и смогу нанять специалиста». Приходится объяснять, что в жизни случаются непредвиденные ситуации, когда нужно экстренно что-то сделать. К тому же нанимать человека со стороны – это дополнительные затраты. Всегда говорю мальчишкам, что свою мужскую работу они должны выполнять сами и добросовестно, а на сэкономленные деньги лучше купить жене цветы или подарок. И дети это слышат. В последние годы в некоторых школах уроки технологии проходят совместно для мальчиков и девочек, где они варят борщи, учатся штопать и т.д. Элементарные основы кулинарии мальчишки должны знать, но куда важнее научить их быть мужчинами, главами семейств.
– Современные технологии шагнули вперёд. Успевают ли за ними уроки труда?
– К сожалению, финансирование школ оставляет желать лучшего, кабинеты технологии зачастую оснащаются по остаточному принципу. Мне повезло: в нашей школе для уроков труда есть почти всё, кроме электротехники. Мы мастерим с детьми различные шкатулки, коробы, роботов, вырезаем по дереву. С пятиклассниками каждую зиму делаем из фанеры игрушки и украшаем ими ёлку во дворе школы. Иногда с материалом помогают военные из мигаловской части: по возможности снабжают нас деревом, привозят оцинкованные листы и т.д. Во многих школах о таком только мечтают. Учителя шутят, что порой вынуждены подбирать материал для уроков технологии чуть ли не на помойках – то же дерево или фанеру. А есть школы, где практики вовсе нет, только теория.
– Но ведь кабинеты труда со станками были в каждой школе. Куда всё делось?
– «Съела» коммерция. Кабинеты технологии, как правило, занимали солидные площади. Несколько лет назад в Москве появилась образовательная программа Ефима Когана, которая предполагала традиционные уроки труда заменить информационными технологиями. Разработчики проекта решили, что дети могут стучать молотком и варить борщ виртуально. Потыкав на кнопки, авось, сообразят, как это делать и в реальной жизни. Это так активно лоббировалось, что в итоге многие школы отвезли оборудование на металлолом. Освободившиеся кабинеты технологии отдали под танцевальные или актовые залы и стали сдавать в аренду тем же танцорам. Сегодня уроки технологии вернулись в школу. С пятого по седьмой классы они занимают два часа в неделю, в восьмом – час. Далее – по усмотрению школы, чаще всего это время отдают под занятия профориентацией.
Многие считают уроки технологии неважными и даже лишними. Мол, лучше это время тратить на подготовку к экзаменам. Вот только почти 75% работодателей в стране нуждаются в квалифицированных технических специалистах. Инженерное мышление формируют как раз уроки технологии. Как говорил советский педагог Василий Сухомлинский, истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Как бы хорошо мы ни относились к юристам и бухгалтерам, но не они двигают экономику.
– Однако при выборе будущей профессии молодые ребята хотят сидеть в офисе, а не быть технарями. Почему?
– Сложился стереотип, что прибыльны профессии экономиста, чиновника и т.д. Но заработать можно и собственным трудом. Кроме того, сегодня мало говорится о науке. О том, что она может быть интересной и увлекательной. Раньше по телевизору шла программа «Галилео», и дети, и взрослые смотрели её с удовольствием. Не поверите, но в своё время она дала мощный толчок – многие дети выбрали технические специальности. Сейчас ничего подобного нет. Ну появился несколько лет назад мультик «Фиксики» на техническую тематику, но сколько допустили ляпов и грубых ошибок.
«Хронические» дворники
– В обществе спорное отношение к труду. С одной стороны, детей нужно занимать, с другой – нельзя нагружать. Как быть?
– Мы в школьные годы убирали кабинеты, мыли коридоры и не считали это зазорным. Сейчас не все родители хотят, чтобы их ребёнок убирал класс. Но ведь если он научится что-то делать в школе, он повторит это и дома. Однако труд труду рознь. В некоторых школах уроки технологии превратили исключительно в уборку двора: дети собирают мусор, бычки, листья, убирают снег. Мы тоже проводим с детьми субботники, чтобы ребята понимали: школьный двор – наш общий дом. Но делать из ребят «хронических» дворников на уроках технологии неприемлемо. Увы, в нашем городе эта проблема актуальна для большого количества школ.
– Школьников обвиняют в неспособности воспринимать информацию, в клиповом мышлении. Какие они – дети XXI века?
– Общаться с современными детьми непросто. Они задают свои вопросы, уходят от ответов. Но это не потерянное поколение. Вовсе нет! Ребят просто надо заинтересовать и вдохновить, тогда они выложатся по полной. В наших детях-непоседах таится столько фантазии! Нужно только найти подход. Уроки должны быть полезными и увлекательными, чтобы каждый ребёнок включался в учебный процесс. Тогда заинтересуется даже самый ленивый.
– Пообщался с коллегами, съездил на семинар в Москву, получил новый опыт, появилось много идей для занятий с детьми. По поводу звания могу лишь повторить такие слова: самое большое заблуждение человека, написавшего диссертацию, считать, что теперь он кандидат наук. Так вот самое большое заблуждение человека, ставшего учителем года, считать себя таковым. Этот титул – просто подтверждение неких моих педагогических достижений. Но это не значит, что стоит почивать на лаврах. Просто теперь есть планка, которую нельзя опускать.
Смотрите также:
- Работа по призванию. 23-летняя директор школы – об образовании на селе →
- Поколение умников →
- Урок честности →