Родители с амбициями, ребёнок - с нервным срывом
П0 СТАТИСТИКЕ, НЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ СТРАДАЮТ 55% ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА И ДО 90% ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ", - ГОВОРИТ МАРИНА СЕЛЯНИНА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ДЕТСКОЙ АМБУЛАТОРИЕЙ ОБЛАСТНОГО ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА.
Большие нагрузки приводят к нежеланию детей ходить в школу и проблемам со здоровьем. Как этого избежать? Что делать, если малыш устал и когда пора бить тревогу? Об этом накануне пери.ода экзаменов и выбора школы для первоклашек Марина Николаевна рассказала нашему еженедельнику.
ПЕРЕДЫШКА НА КРУЖОК
-Почему жалоб на перегрузки в школах становится больше? Виной тому новые программы или другие причины?
-Время диктует свои условия. За последние десятилетия многое изменилось в школьной системе: появились частные школы и гимназии со специализированными программами с переизбытком сложных заданий. Возросли требования и к поступлению ребёнка в школу: если раньше дети учились читать и писать в первом классе, то сегодня должны это уметь с детского сада. В школах введены дополнительные дисциплины, а общее количество часов при этом не увеличилось. Ребёнок должен изучить больший объём знаний за меньшее время. Многие родители уже с начальных классов вынуждены нанимать репетиторов, т.к. значительная часть программы направлена на самостоятельное изучение. На детей ложится двойная, а то и тройная нагрузка. Конечно, они устают. Нарушаются сон, аппетит, появляются слабость, тревога, головные боли, энурезы, заикания, обострения хронических заболеваний и т.д. Родители, не учитывая возможности и особенности здоровья своего ребёнка, отдают своё дитя в "престижную" школу с повышенными требованиями. Пытаясь удовлетворить свои амбиции, они усугубляют проблемы малыша и получают новые. Плюс к этому - кружки и секции.
-Но ведь ребёнок должен быть занят. Как найти золотую середину?
-Нужно знать меру. Многие родители считают, что чем больше кружков и секций будет посещать ученик, тем лучше. И вот детей со словом "нужно" и в ожидании успешности во всём и везде всей семьей водят с одного кружка на другой, при этом не всегда учитываются интересы ребёнка. Не соблюдается режим дня, прием пищи происходит "на бегу". При выборе кружков необходимо учитывать мнение малыша. Поговорите с ним, узнайте, что ему интересно, и ограничьтесь двумя-тремя занятиями в неделю. В противном случае справиться с большим потоком информации будет сложно, и ребёнок станет "неуспешным" по всем фронтам.
-Как правильно организовать для ребёнка отдых? Современные дети не гуляют на улице и большую часть времени проводят за компьютером...
-Компьютер - головная боль современных родителей. С одной стороны, наша жизнь без него невозможна, но, с другой стороны, если мы хотим сохранить здоровье детей, то нужно соблюдать баланс. Старайтесь контролировать использование ноутбука не с учебной целью. Если ваш ребенок занимается в компьютерном кружке, то в эти дни время работы на компьютере дома стоит заменить на чтение книг, прогулку на улице, физические упражнения, поход в театр, беседы на интересующие его темы. Чаще выезжайте в лес или на пикник, тем самым отвлекая ребёнка от гаджетов. Начните с самих себя. К нам обращаются родители, чьи дети ночами сидят за играми, а утром не могут идти в школу. В процессе беседы выясняется, что папа тоже играет в те же "танчики". Так чего же вы хотите от детей?
"ВОЛЧИЙ БИЛЕТ"
-Как мамам и папам понять, что их ребёнок переутомлён, и когда пора обращаться за помощью к психиатру?
-Первые звоночки - нежелание ребёнка идти в школу, по утрам вялость и слабость, медлительность и небрежность при выполнении домашних заданий. Дети становятся настолько рассеянными, что могут забывать дома учебники, а в школе периодически теряют свои вещи. О переутомлении говорят нарушение сна, ночные страхи и кошмары, изменение аппетита, общего настроения и др. Как толь.ко вы заметили, что с ребёнком что-то не так, не медлите, обращайтесь к специалистам. За год к нам на приём обратились 16 тысяч детей разного возраста. Помощь оказывается бесплатно.
-Многие боятся заводить карточку в психдиспансере, это же "волчий билет" на всю жизнь...
-Это устаревший стереотип. Нужно думать о настоящем. Если вы не поможете своему ребёнку здесь и сейчас, проблемы будут накапливаться как снежный ком. Будет расти неуспеваемость в школе, развиваться неуверенность в себе, формироваться комплексы. Чтобы не оставлять ребёнка один на один с его проблемой, не усугублять её и не решать на уровне интуиции, следует обратиться за медицинской помощью. При достижении положительного результата карта будет направлена в архив. Последние два года осмотр у психиатров стал обязательным для детей в год, три, семь, десять и от четырнадцати до семнадцати лет. Благодаря этому мамы и папы получают рекомендации, при соблюдении которых увеличивается возможность предотвращения развития психического расстройства. Для тех, кто не хочет заводить медицинскую карту, существует платный анонимный приём.
УРОК ОТ ПСИХОЛОГА
-Сейчас самое время выбирать школу. Что бы вы посоветовали родителям будущих первоклашек?
-Присмотреться к своему ребёнку. Если вы видите, что ребёнок, часто болеющий, с трудом справляется с программой детского сада, задумайтесь, стоит ли отдавать его в школу по программе с высокими требованиями. На фоне других детей в этом образовательном учреждении он будет "слабым", с низкой самооценкой. В своей практике я нередко сталкивалась с тем, что родители, которые приводят своих деток к нам на приём, отказываются переводить их из гимназии в обычную школу или из обычной по показаниям - в коррекционную. Через несколько лет невротические расстройства у ребёнка прогрессируют, нарастает школьная дезадаптация, нарушается социальное взаимодействие. Поэтому перед тем, как определить ребёнка в школу, я бы советовала родителям привести его на приём к психиатру и психологу.
КСТАТИ
Детские психиатры принимают по адресу: Тверь, ул. А. Ульянова, 9/1. График работы: с 8.30 до 18.00 по будням. Приём идёт по участкам в порядке живой очереди. Телефон регистратуры (4822) 52-46-18.
КОГДА БИТЬ ТРЕВОГУ
НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ К ВРАЧУ, ЕСЛИ У РЕБЁНКА:
Общая слабость, утомление, отсутствие энергии.
Частые необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д.
Повышенная чувствительность к шуму, яркому свету.
Нарушение сна, страхи, кошмары, нарушение аппетита.
Заикание, тики, энурез.
Рассеянность, забывчивость, спутанность мыслей, невнимательность.
Снижение успеваемости.
Нарушение поведения, раздражительность.
Снижение самооценки, - повышенная тревожность.
Смотрите также:
- «Повторять правила не надо». Как включиться в школьный ритм после каникул? →
- Удар по мозгам и глазам →
- У малышей сдают нервы →