Звёзды зажигаются

   
   

В тверской гимназии N 12 больше двадцати лет кипят театральные страсти. Здесь Ассоль ждёт своего Грея, ярко горит Безымянная звезда, Кошкин дом принимает гостей, а все мальчишки "по определению" оказываются дураками! Всё это происходит на сцене Творческого объединения "Премьер", выросшего из школьной театральной студии в народный театр и школу мюзикла.

На счету этих коллективов - съёмки в кино и десятки ярких спектаклей, почётные звания и награды, но самое главное - признание зрителей! А создал театр Андрей Коряков, режиссёр и ... учитель предмета "основы безопасности жизнедеятельности". Как привить детям культуру и развить их личности, почему у нас мало педагогов с большой буквы, и что нужно, чтобы их стало больше? Об этом наш корреспондент побеседовала с учителем, зажигающим таланты и погружающим тверскую публику в удивительный мир театра.

С корабля - в театр

- Андрей Вячеславович, вы и ребята из вашего творческого объединения снимались в фильмах, вышедших на телеэкранах на всю страну, - "Дети Арбата", "Ранняя оттепель", "Кадетство" и других. Как зажигаются звёзды?

- Несколько лет назад в Тверь приехала группа для съёмок фильма "Дети Арбата". Не приехал именитый актёр на роль районного уполномоченного НКВД, и тогда пригласили на эту роль меня. Так сбылась моя детская мечта сняться в кино. На эпизодические роли часто приглашают и сегодня.

Киношная братия тесно связана между собой. Когда в городе снимается фильм и нужны люди, зачастую звонят мне, я занимаюсь подбором актёров на второстепенные роли и эпизоды. Пробовать силы в кино предлагаю и своим воспитанникам. Так на большой экран попали Даяна Гасанбекова, Виктория Ильина, Павел Комаров, который решил стать актёром и во взрослой жизни. Сейчас он учится в театральном училище им. Щепкина. Последний фильм, в котором засветились наши "звёздочки" - "Верь мне" Павла Дроздова.

Но кино для нас не самоцель. Жизни больше в театре! Хотя ребята и готовы работать на съемочной площадке 24 часа в сутки, несмотря на тяжелый труд.

- Как получилось, что учитель создал театральную студию?

- Сцена меня манила с детства, в школьные годы я даже окончил цирковую студию по трём направлениям: акробат, жонглёр и фокусник. В 1987 году написал первую песню. Сегодня я бы не решился её исполнить, но тогда мне казалось, что создал что-то стоящее. Первая "проба пера" произошла в армии. Я служил на флоте, только представьте: корабль, закрытое пространство, 200 человек- это ж как консервная банка. Нужно было разнообразить досуг. Организовали с матросами небольшой музыкальный ансамбль и театральную труппу, в которой я получил свой первый режиссёрский опыт: театром это назвать сложно, но выступления готовили на каждый праздник.

После армии устроился в школу учителем, параллельно организовал там небольшой театральный кружок. Приходилось нелегко, нужны были реквизиты, осветительные приборы и другое оснащение. А это были 90-е годы: себя бы прокормить, не говоря уже о театре! Но это стало любимым делом, выкручивался как мог. Театр создавался с миру по нитке: кто стул принесёт, кто - стол. Декорации, костюмы и реквизит делали своими руками.

Со временем стали воплощать новые идеи. Три года назад я решил организовать ещё и Школу Мюзикла. В ней обучаются "звёздочки" от 4 до 14 лет. Мы учим детей на профессиональном уровне владеть хореографией, актёрским мастерством, вокалом. Позже некоторые из них успешно поступают в лучшие театральные вузы Москвы. А два года назад наш "Премьер" получил звание народного театра.

Батька для учеников

- Где вы берёте столь талантливых ребят и как будите в них интерес к творчеству?

- Все дети, которые приходят к нам, способны - каждый по-своему. Но прирождённых талантов, в которые ничего не надо вкладывать, - один на миллион. Возможности детей надо раскрывать, что мы и делаем. Учим, наставляем, а вдохновлять особо и не приходится: после первого спектакля большинство уже не могут жить без сцены. Дети выступают на публике, на наши спектакли приходят жители города. Сцена приносит актёру не материальные, а совершенно иные дивиденды - духовные, профессиональные. Это особенность русской натуры, которая всегда стремится познать большее, нематериальное. Я горд, что удаётся это стремление сохранить и развить в детях.

Конечно, порой с детьми непросто. Больше 20 лет я работаю учителем, и за это время убедился, что такой науки, как педагогика, в привычном её понимании не существует. Педагогика - это частный случай каждого ребёнка, а не всех детей, вместе взятых. С одними нужно помягче, с другими - построже. Я стараюсь быть для своих учеников батькой, который не только любит детей, но может с них ещё и что-то потребовать.

- Дети тянутся к интересным людям и заражаются их культурой. В Твери талант юных дарований раскрываете вы, в Кувшинове есть Иван Кирица, чьи ученики поступают в лучшие консерватории страны. Что нужно сделать, чтобы таких педагогов в регионе стало как можно больше?

- Многие специалисты хорошего уровня оказались для нас потерянными. Огромный отток кадров произошёл в 90-е годы. Профессия учителя не могла прокормить семью, и часть талантливых педагогов поменяли места работы. Нарушилась преемственность: наставников, которые могли бы передать опыт, осталось мало.

Молодёжь и сегодня не рвётся учительствовать, быть педагогом не модно. Общество многое мерит деньгами. Мы строим капитализм и пытаемся растить людей для бизнеса, почему-то забывая о внутреннем содержании личности. В образование вкладываются бюджетные деньги: в школах появляются современные технические средства обучения, повышают зарплаты. Но при этом нужно возвращать уважение к педагогам, больше рассказывать о людях, преданных этой профессии. Пора повышать престиж учительства! Самим учителям, конечно, тоже необходимо относиться к своей работе более преданно, принимать участие в судьбе каждого своего ученика. С детьми нельзя быть неискренними. Без хорошего преподавателя качественного образования не будет!

Оценка или знания?

- На современного ребёнка ложится очень большая нагрузка: уроки, домашние задания, спорт, даже кружки стали обязательными. Как ему всё это выдержать?

- На самом деле загруженность очень важна для детей. Во-первых, многие навыки развиваются именно в школьном возрасте. Выучить английский язык взрослому значительно сложнее, нежели ребёнку, а научить взрослого играть на пианино в большинстве случаев невозможно. Во-вторых, ребёнку нужно развиваться в разных направлениях, чтобы не вырасти узколобым специалистом. Понятие "энциклопедичность" сегодня, к сожалению, уходит. Современные школьники рассуждают: зачем получать новые знания, когда можно заглянуть в "Википедию" и узнать ответ? Но это неправильно!

Вспомните, как Конан Дойл писал о Шерлоке Холмсе: "мозг, как чердачок с ящичками". Дурак его захламляет, а умный всё раскладывает по полочкам и берёт знания, которые ему нужны. Важно, чтобы ребёнок видел полную картину мира, и к этому его нужно мотивировать. А у нас что происходит? Родители и учителя требуют от ребёнка хороших оценок, чтобы он сдал ЕГЭ, а не получил знания! В университет зачем отправляют учиться? Чтобы получил диплом, а не профессию! И так во всём: нас заставляют идти до каких-то результатов, измеренных в цифрах, не интересуясь, что мы реально знаем и умеем. Так что развивать и загружать детей надо. Пусть родители лучше думают о том, как отвлечь ребёнка от компьютерных "стрелялок", нежели о том, как снизить нагрузку по творческим кружкам.

- Считается, что культура и образование - это инвестиции в будущее. Действительно ли это так?

- Это как эффект энергосберегающей лампочки: включаешь, и она, постепенно разгораясь, через некоторое время даёт яркий свет. Так же и здесь: чем больше сегодня вложишь в ребёнка, тем большего он добьётся завтра. Все основы и ценности формируются в детстве. Как воспитаем юное поколение, таким оно и вырастет.

Досье

Андрей Коряков родился 23 июля 1970 г. в Калинине. Актёр, режиссёр, композитор, педагог. Окончил цирковую студию и Калининский государственный университет по специальности "учитель начальных классов". Работает учителем ОБЖ и заместителем директора по безопасности гимназии N 12 г. Твери. Художественный руководитель театральной студии гимназии N 12, народного театра "Премьер" и школы мюзикла. Автор мюзиклов "Алые Паруса", "Карлик-Нос", "Кошкин Дом", "Испытание мага", "Иван-царевич и Серый волк" и других. Женат, есть сын.

Смотрите также: