Жители Верхневолжья акают и окают, якают и ёкают
Сам Владимир Даль, автор толкового словаря, когда-то писал: "Губерния Тверская, по говору, самая пёстрая и безобразная". Тут в пору бы и обидеться на учёного, но чего уж там, много воды с тех пор утекло. Язык за столетия, конечно, изменился, да только речь многих коренных тверичан всё-таки сохранила свои "фишки", порой такие, что в других городах народ глаза округляет.
В преддверии Дня филолога мы поговорили с Людмилой НОВИКОВОЙ, доцентом кафедры русского языка Тверского государственного университета, кандидатом филологических наук, о том, как по крепкому словцу узнать своего земляка.
Цырки и цырухи
- Людмила Николаевна, Даль прав? Верхневолжье действительно славится речевым многообразием?
- Если учесть, что во времена Владимира Даля жители нашей губернии цокали, цекали, дзекали и ударения ставили иначе, чем в других регионах, то неудивительно, почему он так высказался. Вместо звука "ч" они произносили "ц": вместо чай - Цай, вместо чашка - Цашка. А мягкие согласные "т" и "д" произносили с призвуками "с" и "з". Так тело становилось - ТСело, а дело превращалось в ДЗело. Жители соседних губерний даже дразнили тверских аборигенов, называя их бортниковскими цацаями, ря-довскими цавокалами, цырками и цырухами.
Тверская область уникальна по своему лингвистическому ландшафту: на её территории представлены все наречия русского языка. И каждый район имеет свою особенность. В северных - Бежецком, Краснохолмском, Сандовском, Весьегонском, Сонковском, Молоковском - до сих пор бытуют говоры севернорусского наречия. Жители этих районов зачастую окают: хОрОшо, пОйду, пОсмотрю. А ещё ёкают, произносят нЁсу, вЁду, сЁло, вЁдро и так далее, причём с ударением не на "ё", а на другом слоге. Эта особенность очень заметна для привыкших к литературному произношению.
А вот на юге нашей области - в Западнодвинском, Нелидовском, Оленинском, Бельском районах говоры уже южнорусского наречия. Здесь люди акают, говорят хАрАшо, пАйду, пАсмАтрю. Ещё они якают, произносят: нЯсу, вЯду, сЯло, вЯдро. А согласный "в" произносят округлённо, в начале слова он переходит в звук "у". Помните, герой Анатолия Папанова в фильме "Бриллиантовая рука" часто повторяет: "Усё у порядке". Это и есть проявление южнорусского диалекта.
Остальные же районы Тверской области относятся к среднерусским говорам, которые сочетают черты двух наречий: здесь и окают, и акают, и ёкают, и якают. В общем, чего только нет!
В "гейше" на прогулку
- А по каким словам можно отличить своего земляка от остальных? Много у нас фраз, которые для жителей других областей непонятны?
- Есть слова, которые характерны только для жителей Тверской области. Например, общее название одежды в тверских говорах выражается словом "сряда". Если услышите - значит, наш человек! А ещё раньше очень распространённым видом верхней одежды была коротайка - короткий суконный кафтан, который носили как женщины, так и мужчины. Одежда канула в Лету, а вот название осталось в речи старшего поколения.
Реже, но встречается в обиходе слово "гейша". И не подумайте, что в том значении, в котором используется сейчас. Как словечко занесло из далёкой Японии к нам, словари не отмечают, но, судя по материалам тверских диалектологических экспедиций, оно было очень распространено в начале 20 века и обозначало женскую верхнюю одежду в виде полупальто с двумя воротниками. Очень интересна тверская лексика, характеризующая человека. Довольно неблагозвучно называются у нас люди неряшливые, неаккуратные - гамзуля, грымзала, зазула. Назойливый, надоедливый человек имеет целый ряд наименований в тверских говорах: докучник, зундило, липун, мозольник, наскука, облипа. Зато хорошего человека называют очень красиво: любава, милостивая, заглядная, ладушка, ладливая.
В современную речь перешли такие слова, как прошный хваткий, который своего не пустит, солощий - любитель много и вкусно кушать. Пёстрый деревенский половик иногда называют полушка. Забавно называют прихожую в деревнях Рамешковского района - мост. От бабушек Твери порой можно услышать "третёвось" - то есть позавчера. Баню частенько кличут "байня". А человека, который много знает и умеет говорить красиво, могут назвать балагурный или басёна. Есть и словосочетания интересные. Вот, к примеру, "под нос слабкий" - тот, кто не может удержаться и постоянно задаёт вопросы. В Торопце могут воскликнуть: "Ах, какие у тебя красивые исподки!". Тут у многих сразу на ум приходит исподнее, и как-то даже неудобно становится. А на самом деле речь идёт о варежках.
- А быт наших предков ставил след в современном Верхневолжье?
- В быту у нас тоже было много интересных вещей, названия которых дошли до современников. Тверская область всегда была богата лесами, и это изначально предполагало широкое распространение резьбы по дереву. Очень популярны были тверские ковши, которые имели свою отличительную особенность, их украшали скульптурными изображениями в виде конской головы. Из-за этого они получили название "конюхи". И если услышите фразу "черпни водицы конюхом", не удивляйтесь, никого топить не собираются.
Ещё один интересный факт, который сравним с тульским феноменом, это знаменитые тверские пряники. Когда-то они были известны далеко за пределами нашего края. Причём считалось, что приготовление теста для них - это ещё полдела. Огромное значение имело оформление изделий. Делали их печатными, вырезными, лепными. Печатные пряники формовали при помощи специального штампа - резной деревянной доски. Изготовление такой доски требовало большого искусства, художественного вкуса и фантазии. Труд резчиков ценился очень высоко и оплачивался наравне с работой художников-иконописцев. К сожалению, всё это мы постепенно растеряли. А ведь тверские ковши и пряники могли бы служить прекрасными сувенирами для туристов, подарками для зарубежных гостей.
"Ужжос" из Интернета
- Получается, что в Тверской области сохранилось очень много диалектных особенностей в произношении. Но ведь в 21 веке на того, кто откровенно "окает", будут поглядывать искоса. Надо ли это искоренять?
- Сколько бы времени ни прошло, наша задача - сохранить особенности культуры и быта именно Тверской земли, её фольклор, традиции. И искоренять это ни в коем случае нельзя, да и едва ли возможно - всё равно деревенские и городские, тверские и воронежские будут отличаться в речи. Но в этом и есть сила русского языка: он многообразен во всех своих проявлениях, всегда интересно услышать какое-то новое слово, узнать его значение. В деловом общении, конечно, необходимо соблюдать нормы литературного языка. Вызывает беспокойство другая тенденция - намеренное искажение языка: засилье слов-паразитов, упрощение фраз, неузнаваемые слова из социальных сетей: котЭ", "ужжос", "медвед", "фтоп-ку". Наш "великий и могучий" русский язык выдержит всё и "широкую, ясную... дорогу проложит себе", жаль людей, не пользующихся тем богатством, которое он нам дарит.
Смотрите также:
- Государева дорога. Гостей заманивают в Тверскую область царским маршрутом →
- Раскрутить деревню! →
- Дар речи потеряли →