За сотню лет население Тверской области сократилось вдвое
Почти за сотню лет численность Верхневолжья сократилась вдвое. В 1926 году в области проживало свыше 2,6 миллиона человек, сегодня же нас осталось всего лишь 1, 3 миллиона. И это притом, что территория губернии в те времена была гораздо меньше нынешней. "Вымираем", - вынесли свой вердикт статисты. "Обленились", - считают прожившие век верхневолжцы.
Каждому из нас хотелось бы задержаться на белом свете подольше. Но пока одни только мечтают, жительница Ржева Зоя САВЕЛЬЕВА разменивает уже вторую сотню, празднуя свой 105-й день рождения.
Родилась Зоя Ильинична аж в 1908 году и помнит царя Николая Второго. Не "скосили" женщину ни Октябрьская революция, ни Первая мировая война, ни Великая Отечественная. Стойко перенесла бабушка перестройку, на её глазах стала частью истории Страна Советов. И, встретив миллениум, вошла долгожительница в новый, 21 век, став нашей с вами современницей. Воспитав 6 детей, 10 внуков и 18 правнуков, до 80 лет проработала Зоя Савельева в колхозе, прежде чем выйти на пенсию. А после до 96 лет прожила одна в деревенском доме, содержа большой огород в пятьдесят соток и скотину.
"В деревне -хорошо"
Сегодня Зоя Савельева вместе с дочкой живёт в центре Ржева в квартире со всеми удобствами. В городской "двушке" еле помещаются многочисленные внуки и правнуки, чтобы отпраздновать бабулин юбилей. "В тесноте да не в обиде", - говорит хозяйка, встречая любимых на пороге. И нет-нет да вставит: "А как в деревне-то хорошо было, все помещались, хоть стой, хоть пляши!"
О своей сельской жизни Зоя Ильинична вспоминает постоянно. Почти век провела там, в деревушке Выхова Слобода Ржевского уезда Тверской губернии. Трудилась на земле не покладая рук. В 80, когда одногодок в живых никого не осталось, Ильинична продолжала работать в колхозе. Метать стога у неё получалось так, что любой мужик позавидует. Опыт, знаете ли. К врачам не ходила, на хвори не жаловалась. Да и сейчас, тьфу-тьфу, самочувствие отличное, разве что слух подводит.
Несмотря на внешнюю хрупкость, с самого детства славилась Зоя Ильинична своим сильным характером. Может, потому, что родилась она в день всех мужчин - 23 февраля. Правда, в те времена такого праздника ещё не знали, зато в настоящих мужиках нехватки не было. За одного из них, статного и трудолюбивого Петю, и вышла замуж наша героиня в 16 лет. А в 17 родила первенца. Прямо в поле. Так, во время посевной или сенокоса все её детки на свет появлялись, крепкие и здоровые. Семья была большая, супруги трудились от зари до зари, чтобы прокормить ребятишек. Потом Петра призвали на Финскую войну. После её окончания, слава Богу, живой вернулся. А во время Великой Отечественной пришла домой похоронка. Погиб Пётр в бою, где-то под Прибалтикой. До сих пор мечтает женщина, чтобы нашли могилу мужа и привезли с неё землицы, пока жива ещё.
Очень тяжело переживала вдова смерть супруга, да только жалеть себя не привыкла: вытерла слёзы - и снова в поле. Некогда плакать, одна осталась с шестерыми детьми на руках. Помнит, как немцы в деревне стояли, как издевались над стариками, как убивали селян. Ну а радость от победы - от неё до сих пор сердце щемит. Землю от счастья целовали!
После войны приходилось восстанавливать колхоз. Ильинична - бойкая баба была, да ещё и грамоту одна во всей деревне знала, её председателем и назначили.
- Я четыре класса сельской школы окончила. Недоучилась, потому что родители забрали на поле, работать. Но читать и писать умела. Да и шустрая всегда была, бойкая. Вот и вверили мне колхоз поднимать, лён выращивать. Я уж хвастать не буду, но лучше меня лён никто не укладывал. Часто вспоминает бабуля своих родных братьев и сестёр. 16 человек их было, все друг дружку поддерживали и помогали, старшие младших воспитывали. Рядом соседская детвора бегала - меньше шести ребят не сыскать в семье. А сегодня три ребёнка в доме - уже героизм.
- Оторвались люди от корней, от земли, рожать стали меньше и традиции растеряли. Теперь живём, словно потерянные, корней своих не знаем. Беречь надо было деревню, ведь там были наши корни, - сетует долгожительница.
Хотя не оканчивала Зоя Савельева университетов, да только ум и смекала у неё от природы. Всё знала: и как лучше хозяйство вести, и как удои молока повысить. Память у женщины была удивительная, она и сейчас всё отлично помнит. Как царя свергли, как семью бабушкину раскулачили, а четверых братьев в ссылку сослали. Не забыть и распада СССР. Зоя Ильинична до сих пор считает, что нельзя было этого допускать. И жизнь тяжёлая стала оттого, что Родину не сберегли.
- Раньше на рубль можно было продуктов на неделю купить, а сейчас и тысяча рублей не деньги. Жалко мне молодых. Им в этой стране придётся жить, где никто руку помощи не протянет. А мы ведь и свадьбы всем селом гуляли, и в последний путь провожали сообща. Делили и радость, и беду на всех. Теперь же каждый сам по себе.
Секрет долголетия
Не нравится Зое Савельевой и городской быт. Упрямилась долго, уезжать не хотела. Но всё же в 96 лет уговорила дочка маму и забрала в Ржев. А до этого Зоя Ильинична в деревенской избе сама топила печь, колола дрова, за водой ходила на источник. Вилами огород копала, держала кур, коров и коня. Бывало, надоит молока, запряжёт вороного и поедет молочко сдавать в магазин. Теперь же приходится мыться в ванной, к которой привыкнуть не может. А вместо отдыха на огороде - телевизор. Правда, она его почти не смотрит. "Мутят они что-то, ну их, - машет рукой бабуля. - Умные все стали. А чего же тогда ума не хватает поля засеять? Раньше куда ни пойди - лён растёт, пшеница колосится. А сейчас только один бурьян позорный".
Стыдно за страну пенсионерке. Не к такой она привыкла, не такую любила. Сама всю жизнь на земле проработала, и родные её тоже. "Раньше земля кормила, а теперь еду от немцев везут, которых побили и с позором выгнали", - качает головой Ильинична. Современных певцов бабушка тоже не слушает, клоунами зовёт. Мол, ни слуха у них, ни голоса. В былые времена люди пели душой и сердцем, а теперь чёрт знает чем. Если надо, пенсионерка сама споёт, да так, что заслушаешься! Зато нравится Зое Ильиничне в карты играть, всех домочадцев своих обыгрывает на раз. "Бабуля наша - картёжница", - шутят внуки.
А Зоя Савельева не обижается, для неё главное - чтобы родные чаще улыбались, и всё у них хорошо складывалось. Она сама по жизни идёт с оптимизмом и других к этому приучает. Считает, что долголетием своим обязана земле, на которой проработала век. Босиком бегала, воду чистую пила, а главное - мало на печке лежала, всё больше трудилась.
- Все беды от лени, человек должен делом быть занять, иначе хвори одолеют. Когда же времени свободного нет, то и болеть некогда. Отдохнуть мы на том свете успеем. Меня там, видать, заждались уже, да я малёк поживу ещё, - подмигнула мне бабушка.
МНЕНИЯ
Валерий МИХАЙЛОВ, заведующий кафедрой социологии ТвГУ, доктор философских наук:
- Сегодня с уверенностью можно сказать, что треть населения Тверской области - это люди старшего и преклонного возраста. Наш регион уже давно получил звание "старого". Но бить тревогу нет особых оснований, такова на сегодняшний день тенденция всех развитых стран мира: рождаемость падает, население стареет. Безусловно, есть на то и чисто российские причины: во-первых, по численности населения ударила война, а во-вторых, в течение всего 20-го века активно шли процессы урбанизации, и люди переезжали из сёл и деревень в города. Если на селе в довоенное время принято было рожать десять детей, то для городского образа жизни вполне естественно иметь не более двух на семью.
Сами понимаете: этого не хватает даже для простого воспроизводства населения, не говоря уже о его приросте. Одной из главных причин неудовлетворительной демографической ситуации в регионе в последнее время стала близость двух столиц. Не секрет, что Тверская область один из главных "доноров" для Москвы и Санкт-Петербурга. Особенно это касается молодёжи. Ещё совсем недавно ситуация стабилизировалась за счёт мигрантов, но теперь Тверская область потеряла миграционную привлекательность и приезжие не делают погоды. И я уверен, такая тенденция будет продолжаться, пока проблема не будет решаться совсем другими способами. Такие меры как материнский капитал, ситуацию, увы, не спасут. Здесь нужны более глобальные решения: смена ценностных установок жителей, возвращение культа больших семей и т.д. Только так нам удастся сохранить население.
Александр ШИТКОВ, председатель Старицкого отделения Российского общества историков-архивистов, член Союза писателей РФ:
- Причины вымирания Тверской области можно перечислять бесконечно. Вспомним, к примеру, один XX век: это и многочисленные войны, и голод, и коллективизация, и массовые репрессии, и депортация народа, и разрешение в нашей стране свободных абортов. Но давайте взглянем правде в глаза: Верхневолжье - один из нищенских регионов России не только в плане численности населения, но и в экономическом. Сегодня в Тверской области проживает вдвое меньше людей, чем до революции. А ведь тогда территория губернии была в разы меньше, а основная масса населения проживала не в городах, а в деревнях да сёлах, в больших дружных семьях. А что мы видим сейчас? Посмотрите, что происходит с нашей так называемой глубинкой. Деревни вымирают: поля заброшены, а наши деды и бабки доживают свой век в одиночестве. Богатая и "живая" в былые времена глубинка превратилась в дачные посёлки для москвичей и жителей других городов. И с каждым годом пустующих деревень в нашей области становится всё больше. Только в одном Старицком районе их около ста. Люди бегут отсюда, особенно молодёжь. Наши дети, поступая в высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода и других городов, домой уже не возвращаются. Ведь там другая жизнь и другие зарплаты. И покуда социальная политика у нас остаётся невнятной, ситуация не изменится. К примеру, мне лично непонятно предложение правительства России о предоставлении многодетным земли под строительство дома. Это ведь просто издевательство: сначала роди троих детей, а потом ещё и сам построй дом. Если бы власти снизили цены на жильё и ввели льготную ипотеку, глядишь, и рождаемость в регионе повысилась, и люди перестали бы бежать из родных краёв.
МНЕНИЕ ВЛАСТИ
Татьяна СОЦКАЯ, заместитель министра здравоохранения Тверской области: - Тверская область отнюдь не единственный регион в России, где численность населения за последние сто лет сократилась вдове. Демографическая ситуация в стране сегодня вызывает беспокойство на всех уровнях власти, ведь высокая смертность населения - это проблема государственного масштаба. И для решения этой проблемы должны быть учтены все показатели: и социальные, и экономические, и экологические, и, безусловно, медицинские.
Первые практические шаги на пути решения этой задачи уже сделаны. В настоящее время при правительстве Тверской области создана межведомственная рабочая группа по вопросам демогра-
МНЕНИЕ ШАБАШОВА
В прошлом году в Верхневолжье отмечен самый высокий уровень рождаемости за последние 22 года. Значит ли это, что мы выбираемся из демографической ямы?
Повода радоваться, увы, нет: спустя несколько лет обнадёживающие цифры статистики "съедут" вниз. Сейчас в общей массе населения достаточно велика доля женщин детородного возраста. К сожалению, доля эта с каждым годом будет снижаться, а вместе с ней и показатели рождаемости. Но корень проблемы вовсе не в этом: у нас слишком высокий уровень смертности. Рассказы про то, что мы теряем своё население из-за близости двух столиц, не имеют никаких оснований. Безусловно, часть земляков ежегодно уезжают в другие регионы. Но посмотрите, сколько мигрантов приходит им на смену! Не соглашусь я и с тем, что наша область "старая". По пропорциям молодого и пожилого населения Тверской регион занимает средние позиции в ЦФО. Зато по смертности среди соседей мы явные лидеры. Последнее десятилетие Верхневолжье занимает позорное первое место в ЦФО по показателям общей смертности и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Вот это настоящее бедствие. И главная причина потери населения банальна: алкоголь. От причин, так или иначе связанных с употреблением спиртного, в Верхневолжье ежегодно умирают порядка 7 тысяч человек! И пока наши власти не признают истинную причину беды и не возьмутся за решение этой проблемы, регион так и будет терять своих жителей.
Алексей ШАБАШОВ, председатель Тверской общественной организации "Ассоциация "Здоровые регионы"
ЯЗЫКОМ ЦИФР
■ В Верхневолжье проживают 50 человек в возрасте 100 и более лет.
■ При этом средняя продолжительность жизни в регионе составляет 58 лет - для мужчин и 72 года - для женщин.